Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноЗакон и порядокПравопорядок

Зима -- череда испытаний для водителя

Зима -- череда испытаний   для водителя15 ноября 2016 — 09:59

 

Профилактика дорожно-транспортных происшествий, характерных для погодных условий зимнего периода

 

Как только появляется первый гололед, выпадает первый снег, дисциплинированные водители понимают, что дальше их ждут поездки в условиях, близких к экстремальным. Те, кто этого не осознает, -- потенциальные клиенты автомастерских и пациенты лечебных учреждений. Это в жарких странах в разные поры года условия для движения транспорта практически неизменны.

Белорусская зима - череда испытаний для водителя. Вставил ключ в замок зажигания - своеобразный экзамен возобновился, вынул его - наступила пауза до следующей посадки за руль. В течение пару минут поездки шины могут то шуршать по совершенно сухому асфальту, то скользить на льду, то преодолевать снежные заносы. Чем не экзамен по вождению в условиях, близких к экстремальным? Чем протяженнее маршрут движения, тем больше сюрпризов и неожиданностей. Даже водители, которые за рулем провели ни один десяток лет, могут попасть в переделку.


Непостоянство - отличительная черта зимней погоды, которая в одночасье способна измениться до неузнаваемости. Следует быть готовым к любому повороту событий. Влияние погоды может сыграть роковую роль в судьбе автомобиля, сидящего за рулем человека и его спутников.


За период, охватывающий период весна-осень, приобретенные навыки утрачиваются, и каждый раз их приходится восстанавливать. Каждую зиму познанное и изведанное видится иначе. Чтобы приспособиться, привыкнуть к движению в изменившихся условиях, необходимо время (кому большее, кому меньшее). Многие водители чувствуют себя неуверенно, поскольку никто и никогда не учил их технике вождения на скользкой дороге. Это на сухом асфальте сорвался с места, резко затормозил, в итоге испортил шины, сцепление, тормозные накладки и т.д., но сохранил управление автомобилем. На скользкой дороге такие действия приводят к полной потере контроля над машиной с вытекающими последствиями.


Каким бы асом вождения не считал себя человек, достаточно одной серьезной поломки, чтобы управляемый им автомобиль перестал быть таковым. Аварии из-за выхода из строя механизмов, систем и деталей происходят неожиданно, и водитель практически не успевает принять меры по предотвращению ДТП и минимизации его последствий. В таком случае не спасут ни мастерство, ни опыт.


Требование содержать транспортное средство в исправном состоянии, убедиться в этом перед началом движения, содержать в чистоте стекла и внешние световые приборы - в числе первоочередных обязанностей водителя. В осенне-зимний период роль технической составляющей обеспечения безопасного движения по дороге возрастает.


Плавное замедление движения, остановка в нужном месте и удержание автомобиля в неподвижном состоянии во время стоянки зависят от надежной работы всей тормозной системы. Рулевым управлением должно обеспечиваться движение машины по намеченной водителем траектории.


Возможность точной оценки обстановки, правильное реагирование на нее зависят от обзора дороги с водительского места. Такие атмосферные явления, как снегопад, дождь, туман, снижают видимость. Снег и дождь нередко маскируют те препятствия на дороге, которые в хорошую погоду легко различимы. Под сугробом может скрываться камень, под тонкой коркой льда или водой - яма. Лучше заблаговременно позаботиться о нормальной работе стеклоочистителей и стеклоомывателей, поскольку, когда первые снежинки начнут падать на лобовое стекло, естественным будет нежелание останавливаться и выходить из автомобиля. В противном случае придется обозревать дорогу через узкие просветы на стекле. В слякоть следует быть особенно внимательными при опережении и обгоне. Почти наверняка лобовое стекло при совершении маневров будет забрызгано грязью, ухудшающей и без того недостаточную видимость.


Чтобы ветровое стекло быстро освобождалось от посторонних наслоений, должны быть в порядке его очистители и омыватели. В темное время суток видимость в направлении движении находится в прямой зависимости от работы фар, которые необходимо отрегулировать так, чтобы они не просто освещали проезжую часть, но и исключить возможность ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств. Не стоит недооценивать в обеспечении безопасности роль остальных световых приборов. Габаритные огни, указатели поворотов, стоп-сигналы, аварийная световая сигнализация тоже должны быть исправны и загораться в установленных Правилами дорожного движения случаях.


Водителю не дано знать, каким будет состояние дороги на протяжении всего пути следования. Совершенно сухие участки могут чередоваться с просто мокрыми, заснеженными и вовсе обледенелыми. Коэффициент сцепления колес с дорожным полотном зависит от состояния шин. Проще предотвратить занос, чем в спешке принимать меры по его прекращению и приданию автомобилю нужного водителю направления движения. Неоценимую услугу в этом способны оказать зимние шины, предназначенные для движения по скользкому дорожному покрытию.


В свое время люди прекрасно ездили на единственном комплекте шин многие годы и даже не подозревали, что существуют «раздельные» шины для зимы и лета (а их практически и не было). Состав резины летних шин выполнен максимально твердым для повышения износостойкости. Шашки протектора сделаны крупными с целью увеличения пятна контакта с покрытием. Ждать от летних шин зимой ничего хорошего не приходится: их резина «дубеет», канавки протектора забиваются снегом, а отсутствие ламелей (мелкой «нарезки» шашек) вызывает скольжение на льду и укатанном снегу.


У зимних шин всё практически наоборот. Изначально разработанные для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах при минусовых температурах, они не превращаются в «пластмассу» и сохраняют приемлемую эластичность даже при -30оС. Рисунок протектора у зимних шин обычно более разреженный, чем у летних (для лучшей самоочистки от набивающегося снега). Шашки протектора имеют ламели - тонкие извилистые прорези для лучшего сцепления с заснеженной и обледенелой поверхностью.


Зимний вариант покрышек отличается от летнего мягкостью и плотным контактом с дорогой. Холода меньше вредят такому типу резины, позволяют плотно сцепляться с поверхностью дороги и снегом. Умелое вождение и правильно подобранный комплект зимней «обуви» выручит даже на голом льду.


Применение всесезонных («универсальных») шин - не лучшая альтернатива. Летом они шумнее и жестче летних шин, обеспечивают среднюю управляемость и курсовую устойчивость, а из-за большей массы не способствуют снижению расхода топлива. А для зимы у них недостаточная мягкость состава резиновой смеси, малое количество прорезей в шашках протектора, шашки невысокие и разделены неглубокими канавками. Лучшее время для применения таких шин - межсезонье, когда температура колеблется около нуля.


Из-за скользкого покрытия возрастает величина тормозного пути. В зависимости от состояния полотна дороги она способна умножаться в десять раз. Неточность в регулировании синхронности срабатывания тормозов на скользком дорожном покрытии проявляется быстро. Если они не исправны, сложно плавно замедлить движение, остановить машину в нужном месте.
В любую пору нажимать на педаль тормоза следует равномерно, без рывков. Зимой чем реже водитель прибегает к торможению, тем лучше. На скользкой дороге оно может привести к блокировке колес и сделать движение нестабильным. Сцепление шин с дорогой и так невелико. Когда колеса скользят, автомобиль идет юзом, из-за сильного нагрева резины сцепление с поверхностью проезжей части ухудшается, устойчивость автомобиля резко падает. При необходимости остановки нужно попеременно то нажимать на педаль тормоза, то ослаблять давление на нее, не допуская полной блокировки колес, и так – до полной остановки.


Автомобиль зимой легко теряет устойчивость, колеса то и дело буксуют. Как тут действовать? Плавно трогаться с места. Разгоняться только на прямых участках. Двигаться равномерно и с малой скоростью. Путь выбирать такой, чтобы под правыми и левыми колесами дорожное покрытие было одинаковым. Особенно опасно торможение, когда лед оказывается под колесами одной стороны автомобиля: из-за разницы тормозных сил он может резко развернуться. Не поворачивать резко руль. При совершении поворота стремиться максимально увеличить радиус маневра с использованием всей полосы движения (избегая, конечно, выезда на встречную). При возникновении заноса следует забыть о педалях сцепления и тормоза, манипулирование которыми в данном случае очень вредно. Для выхода из него нужно прекратить торможение, поворачивать колеса в сторону заноса и педалью газа обеспечивать равномерную подачу топлива.


Участки, покрытые ледяной коркой, встречаются на внешне чистой проезжей части, под только выпавшим снегом. На подъездах к пешеходным переходам, остановкам общественного транспорта, мостам и путепроводам лед нередко образуется даже тогда, когда отсутствует в других местах. Приближаясь к таким объектам, лучше заранее снизить скорость.


Опасность может исходить от попутного транспортного средства - его внезапная остановка, торможение, замедление движения для совершения маневра грозят столкновением. Чтобы его избежать, необходимо соблюдать такую дистанцию безопасности, которая включает остановочный путь вашего автомобиля и тормозной путь транспорта, едущего впереди.


В оттепель следует особенно опасаться наездов на пешеходов. Ступая нетвердым шагом, они могут поскользнуться и упасть на проезжую часть. Большинство людей носит тёмную одежду. Таяние снега ведёт к тому, что почва, асфальт обнажаются, делая людей в тёмное время суток слабо заметными на общем фоне. Повысить их видимость помогают светоотражающие элементы. Однако не все пешеходы используют их для того, чтобы стать заметнее, за что привлекаются к ответственности в виде штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин. Такое же наказание предусмотрено для осуществляющих движение по дороге на велосипеде (мопеде) в условиях снегопада либо гололеда.


Уважаемые водители! Не забываем, что, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №483 от 13 октября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 года №551», законодатели позаботились о безопасности граждан, внесли изменения в пункт 207 Правил дорожного движения, а именно: «При участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузовые автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства». Также введены и требования для зимних шин, которые должны быть маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками «М+S»; «М&S»; «М.S»; «МS» или ALL seasons” и иметь остаточную высоту протектора во время эксплуатации не менее 4 мм.


За игнорирование использования зимних шив в указанный период времени предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до пяти десятых базовой величины.

П. БУТЬКО,
начальник ОГАИ



Назад

Написать комментарий


Ваше имя: Email: Ваш комментарий: