Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноЗакон и порядокПравопорядок

Защита прав потребителей

Защита прав потребителей11 мая 2018 — 11:00

 

В современном обществе в условиях рыночных отношении широкое распространение получили такие торговые компании, основой деятельности которых является демонстрация и распространение товаров посредством проведения презентаций. Именно после проведения таких презентаций с гражданами заключаются договоры купли-продажи товаров на значительные суммы, которые впоследствии обжалуются по различным причинам (высокая цена, ненадлежащее качество, не является предметом первостепенной важности для семейного бюджета и т.д.). Зачастую это происходит по причине правовой неграмотности граждан. Именно по данной тематике в органы прокуратуры систематически поступают жалобы от граждан.
Законодательство в области защиты прав потребителей обширно. Однако основным нормативным актом в данной области общественных отношений является Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-3 «О защите прав потребителей» (далее - Закон).

 


Распространённой является ситуация, когда человек приобрёл товар именно надлежащего качества, однако впоследствии возникло желание по какой - то причине его вернуть либо обменять.

 


Каждый потребитель в соответствии с п.1 ст.28 Закона вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчёт с продавцом.

 


Однако существуют определённые условия, при которых можно обменять или вернуть товар:
- товар должен относиться к непродовольственным;
- товар не был в употреблении;
- товар сохранил свои потребительские свойства;
-товар не включён в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.

 


Обратите внимание, что перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утверждён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 №778 (в редакции от 14.01.2009 №26).
К примеру, на приём в прокуратуру области обратилась гражданка К., желающая вернуть торговой компании N. приобретённый в ходе проведения презентации пылесос в течение 14 дней с момента его покупки. Женщина объяснила, что захотела вернуть товар, поскольку заблуждалась в стране производителе, вместе с тем претензий к качеству пылесоса она не имела.

 


Сотрудник прокуратуры разъяснил заявительнице правила возврата товаров, предусмотренные действующим законодательством, и акцентировал внимание на том, что согласно вышеуказанному постановлению Совета Министров среди товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, выступают технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки и в техническом паспорте (заменяющем его документе), которых имеется отметка о дате продажи.

 


Важно знать:
не подлежат обмену и возврату пищевые продукты надлежащего качества.


Вы не можете вернуть или обменять товар надлежащего качества, если приобрели его у физического лица, осуществляющего реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или реализацию товаров на рынке.


Чтобы застраховать себя от недобросовестных действий со стороны продавца, рекомендуем направлять письменное требование о возврате либо обмене товара.


Помните, что всегда необходимо требовать у продавца чек и сохранять его. Именно чек в дальнейшем будет являться подтверждением приобретения товара у конкретного продавца.


Однако при отсутствии чека можно предъявить продавцу квитанцию к приходному кассовому ордеру; квитанцию к отрывному талону; надлежащим образом оформленный технический паспорт; инструкцию по эксплуатации; руководство пользователя; иной документ, содержащий сведения о продавце, наименовании, стоимости, дате приобретения товара; свидетельские показания; элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца; документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у данного продавца.


Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.


Уважаемые покупатели! Будьте внимательны при посещении презентаций, проводимых торговыми компаниями. Помните, что перед заключением договора на покупку определённого товара необходимо тщательно ознакомиться с условиями договора и определить для себя: можно ли отнести приобретаемую вещь к числу первостепенно необходимых для вашей жизнедеятельности. При возникновении каких-либо сомнений следует обратиться за консультацией к юристу.

Е. БИЛИДА,
старший прокурор
отдела прокуратуры Гродненской области



Назад

Написать комментарий


Ваше имя: Email: Ваш комментарий:
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио