Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноЗакон и порядокПравопорядок

Законные основания

10 февраля 2011 — 10:00

31 января 2011 года вступил  в силу Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства». Закон предусматривает внесение изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь и Особенную часть Налогового кодекса Республики Беларусь.

Гражданское строительство

До обращения в суд с иском по спорам между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями устанавливается общее правило - обязательное предъявление претензии. Данное правило установлено в отношении хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, рассматриваемых в порядке искового производства. Исключения могут быть предусмотрены законодательными актами либо договором. При этом в договоре стороны могут как отказаться от применения претензионного порядка по спору, так и предусмотреть иной досудебный порядок (проведение переговоров, обращение к внесудебному посреднику (медиатору)).

При решении вопроса о распределении судебных расходов и уменьшении неустойки по статье 314 ГК суд должен учитывать условия договоров, предусматривающих отказ от претензионного порядка, а также учитывать все предпринимаемые сторонами действия по добровольному урегулированию спора (направление и рассмотрение претензии, проведение переговоров, обращение к внесудебному посреднику (медиатору)).

Хозяйственное процессуальное законодательство

Расширены задачи хозяйственного судопроизводства. Отныне хозяйственный суд призван содействовать примирению сторон. Данная задача должна исполняться хозяйственным судом на всех стадиях хозяйственного процесса.

Мировое соглашение может быть заключено в хозяйственном суде не только на любой стадии судопроизводства, но и при достижении примирения между сторонами хозяйственного процесса.

Предусматривается, что со стороны, не исполнившей добровольно мировое соглашение, подлежит взысканию в бюджет сумма государственной пошлины в размере, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь. Целью примирительной процедуры является выработка взаимоприемлемого для сторон соглашения о примирении и его последующего исполнения.

Изменен порядок назначения примирителя для проведения примирительной процедуры. По ходатайству одной или обеих сторон примиритель может быть назначен в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций и на стадии исполнительного производства. Назначение примирителя по ходатайству одной из сторон возможно при наличии согласия второй стороны.

Проведение примирительной процедуры по ходатайству одной или обеих сторон допускается на различных стадиях процесса. Вводится особый порядок уплаты государственной пошлины и упрощенный порядок подачи иска при наличии согласованного сторонами ходатайства о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры.

При подаче искового заявления одновременно с согласованным сторонами ходатайством о назначении примирителя допускается уплата государственной пошлины в размере 50 % от установленной ставки. Изменения в приказном производстве направлены на оптимизацию процесса взыскания бесспорной задолженности с субъектов хозяйствования.

В порядке приказного производства могут быть рассмотрены требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника. В случае отказа в выдаче определения о судебном приказе предусматривается возможность упрощенного перехода из приказного производства в исковое.

Изменяется порядок исчисления сроков, установленных в днях: такие сроки исчисляются в рабочих днях.Увеличены сроки рассмотрения дела судом первой инстанции до двух месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено ХПК. В срок не более одного месяца должны быть рассмотрены дела по отдельным категориям споров, предусмотренным ХПК.

Обращения в формах, указанных в ХПК, а также иные документы, предназначенные для передачи хозяйственному суду, могут быть дополнительно представлены в суд в электронном виде в порядке, установленном законодательством. Данная норма пока не исключает обязательного представления указанных документов на бумажном носителе.

В ХПК появились новые основания возращения судебным исполнителем исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства, а именно: если компетентным органом принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) должника, а также  если не приложены доказательства о принятых мерах по бесспорному списанию денежных средств в порядке, предусмотренном законодательством. В целях получения третьими лицами (не взыскателем, не должником) информации о том, является ли потенциальный контрагент должником по исполнительным производствам в хозяйственных судах, установлена возможность предоставления сведений об исполнительных производствах, возбужденных в отношении должников. Хозяйственными судами предоставляются сведения о наличии и количестве исполнительных производств, возбужденных в отношении должника;  о сумме долга, подлежащей взысканию; об обременениях в отношении имущества должника, совершенных в рамках исполнительного производства.

Такие сведения предоставляются на основании письменного заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя при условии уплаты государственной пошлины (3 базовые величины за сведения о каждом должнике).В случае запроса указанных сведений взыскателем либо должником по своим исполнительным производствам уплата государственной пошлины не требуется.

О государственной  пошлине

Предлагаемые ставки государственной пошлины позволят оптимизировать работу хозяйственных судов, ориентируя субъектов на использование более эффективных мер по защите своих законных прав и интересов.В частности, изменены ставки государственной пошлины по требованиям до 100 базовых величин:* рассмотрение исковых заявлений имущественного характера - 15 базовых величин;* рассмотрение заявлений о возбуждении приказного производства - 2 базовые величины.

 Изменены ставки государственной    пошлины за рассмотрение  жалоб о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, подаваемых должностным лицам для принесения протеста. Исключено деление таких жалоб на первичные и повторные, установлена единая ставка за рассмотрение жалоб в порядке надзора - 80% ставки, установленной за подачу искового заявления.



Назад

Написать комментарий


Ваше имя: Email: Ваш комментарий: