Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноОфициально

Выступление Президента Александра Лукашенко при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию

Выступление Президента Александра Лукашенко при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию21 апреля 2016 — 10:00

Дорогие соотечественники!

 Уважаемые депутаты, члены Совета Республики!

 Уважаемые руководители дипломатического корпуса, приглашенные!

 Сразу хочу отметить, что ежегодное Послание не претендует на роль долгосрочной программы стратегии развития страны. О ней пойдет речь на предстоящем пятом Всебелорусском народном собрании. Сегодня разговор у нас будет о целях ближайшей перспективы и конкретных задачах на нынешний год.

 Я придаю ему, как и вы, особое значение по многим причинам. Но в первую очередь из–за того, что с него начинается новый пятилетний этап развития. Он должен стать переломным в преодолении негативных тенденций в экономической сфере. Нельзя забывать, что в последние 2 — 3 года мы темпы развития в экономике замедлили.

 И хотя основную роль в этом сыграли внешние факторы, тем не менее надо признать и свои недоработки. Мы отстаем от передовых стран по уровню производительности труда, затратам энергии, материалов и в конечном итоге по конкурентоспособности товаров и услуг.

 Угрозам нашей экономической безопасности мы должны противопоставить организованность и инициативу, мобилизацию всех ресурсов и умение эффективно хозяйствовать.

 На сей счет мы говорили не единожды.

 Этот год станет серьезным экзаменом для всех ветвей власти и управленческих структур. Покажет, кто на что способен в преодолении трудностей.

 Вторая особенность года — парламентские выборы — важное политическое мероприятие. Важность этой политической кампании для страны несомненна. Она будет экзаменом политической культуры нашего общества.

 И надеяться на то, что у нас люди к этому готовы, — нельзя. Людей и общество к этому надо готовить.

 Третья особенность 2016 года — он объявлен Годом культуры. Вызвано это тем, что культура в широком смысле слова должна играть более активную роль в сплочении народа вокруг созидательных целей, высоких нравственных принципов и наших добрых традиций. В непрерывном глубоком процессе формирования трудолюбивой, образованной, духовно богатой и здоровой нации!

 При том, что акцент будет сделан на художественной, творческой сфере, большое внимание и больше внимания надо уделить и другим направлениям: культуре производства и земледелия, быта и человеческих отношений, обустройства городов и сел, бережного сохранения исторического наследия.

 Все это задачи Года культуры, и не только это.О задачах в экономической сфере

 Все решения, что касается экономики, как никогда в этом году конкретизированы и приняты, их просто нужно реализовать.

 Прямым руководством к действию является всеми нами — и вами, и мной, и Правительством — разработанный Указ от 23 февраля 2016 года № 78. В нем определены основные направления работы, предельно четко расписано каждому, что и как делать.

 Остановлюсь на главном — на факторах роста и резервах, способных обеспечить устойчивое развитие.

Первое. Снижение всех видов затрат на производство и реализацию продукции.

 Это стратегическое направление повышения конкурентоспособности экономики. Оно касается каждого рабочего места, технологического участка, завода, сельхозпредприятия, региона и отрасли.

 Хочу особо подчеркнуть, что перед государственными органами поставлена задача обеспечить снижение себестоимости не менее чем на 25 процентов. И она должна быть выполнена!

 Уважаемые друзья, особенно руководителей касается, всего лишь на 25 процентов, а ведь в тех странах, с которыми мы конкурируем, себестоимость продукции при значительно более высоких затратах на энергоресурсы и прочее значительно ниже, чем у нас. А нам с ними и дальше предстоит конкурировать. Поэтому всего лишь 25 процентов, не в 2 и в 3 раза!

 В первую очередь ставку надо делать на внедрение эффективных методов управления, использование современных стандартов качества и технологических регламентов.

 Здесь прямое поручение министрам — значительную долю снижения затрат следует обеспечить именно за счет этих факторов.

 Еще раз проработайте вопрос о сокращении непроизводственных расходов, откажитесь от тех капитальных вложений, которые в ближайшее время не дадут отдачи.

 В этом году придется ужаться всем. Так, как это мы сделали в жилищно–коммунальной сфере, обеспечив баланс интересов населения и предприятий.

 Рациональный, прагматичный подход к формированию тарифов будет обеспечен во всех сферах, оказывающих услуги населению нашей страны. Работа в этом направлении, как вы знаете, ведется.

 Существенным фактором снижения себестоимости продукции является отказ предприятий и организаций от недобросовестных посредников, которые используют «серые» схемы для накрутки цен в свою пользу при поставках сырья, запчастей или комплектующих деталей, особенно из–за пределов нашей страны.

 И я бы попросил опять же ответственных лиц в Правительстве, министерствах и руководителей: когда я говорю о посредниках — не ждите дополнительных указаний и законопроектов. Вы знаете, что такое посредничество, и знаете, где и как можно избежать этого посредничества. Действуйте!

 В последнее время наши компетентные органы, на которые все чаще обижаются некоторые деятели, вскрыли ряд вопиющих случаев.

 Некоторые компании закупали за рубежом продукцию, затем проводили ее через свои дочерние фирмы, продавали белорусским предприятиям в два–три, а то и в пять раз дороже и деньги выводили в офшоры или же на подконтрольные за пределами страны компании. От такой предприимчивости двойной ущерб!

 И, что удивительно, больше всего это касается нашего агропромышленного сектора.

 Кто бы мог подумать? Бедолаги... Платят в пять раз дороже! Сами не могут закупить. Михаил Иванович Русый (заместитель Премьер–министра. — Прим. ред.) и Леонид Константинович Заяц (министр сельского хозяйства и продовольствия. — Прим. ред.), мы уже об этом не один раз с вами говорили.

 С одной стороны, у предприятий из–за этого значительно возрастает себестоимость продукции и снижаются доходы. А с другой — из–за ухода от налогов и вывода капиталов за рубеж страдают государственный бюджет и экономика в целом.

Второе. Эффективная занятость людей.

 Для снижения затрат не обойтись без оптимизации численности работников. Это означает, что на каждое сокращенное место должно быть создано новое, более производительное!

 Задача непростая. Нужны высокотехнологичные инвестиции и подготовка высокопрофессиональных кадров.

 Я говорил это просто: если вдруг на МАЗе, БелАЗе, МТЗ или других предприятиях происходит оптимизация и высвобождается энное количество работников, то этих людей руководители должны взять за руку, перевести через дорогу и трудоустроить (вместе с местными органами власти) на новом рабочем месте, а не выкидывать на улицу! Я это говорю не в первый раз, но спрос за это в этом году будет жесткий! Чтобы потом обид не было.

 В данных вопросах Правительству, губернаторам, всей вертикали власти необходимо работать на опережение.

 Задача ежегодно создавать 50 тысяч новых рабочих мест является минимальным требованием. Подчеркиваю: всего лишь 50 тысяч, даже не 100 тысяч и не миллион! Правда, в последнее время нам все больше говорят и заявления идут: миллион создать. Но, конечно, смешно. Для того чтобы миллион рабочих мест создать, надо иметь миллиарды долларов. Это во–первых. Во–вторых, надо иметь высококвалифицированных работников. А в–третьих, ведь не нужны рабочие места вчерашнего дня, а нужны рабочие места завтрашнего дня. А это значит, что нам надо создать за пять лет или год, как там предлагается, новую экономику Беларуси, чтобы на эти предприятия трудоустроить миллион человек.

 Поэтому мы реалисты, стоим на земле, нам надо 50 тысяч новых рабочих мест. Каждому задание доведено — выполняйте.

 И помните: рабочие места создаются не для отчетов, а для людей, конкретного человека, который живет на белорусской земле!

 Еще один аспект проблемы. Пока создаются новые рабочие места, необходимо обеспечить условия и для самозанятости людей.

 Сегодня ситуация на рынке труда достаточно изменчива, и нам нужно быстро на это реагировать.

 Местные органы власти должны сконцентрировать усилия на создании необходимой инфраструктуры для новых рабочих мест в малом бизнесе и условий для его роста.

 Губернаторы, вы отвечаете за то, чтобы малый бизнес развивался в средний и крупный. Я уже говорил: не важно, какой будет бизнес. Не важно, какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила. Если вам кто–то и что–то мешает, вы знаете, что делать, вносите конкретные предложения.Третье. Инвестиции и новые проекты.

 Главный стимул для инвестиций — это ясные и понятные правила и законы, которые соблюдают все: как наши отечественные, так и зарубежные инвесторы.

 Но если у нас в экономике есть такие законы, которые тормозят процесс привлечения капиталовложений, то необходимо быстро реагировать и гибко адаптировать к меняющейся реальной ситуации.

 Поручаю Правительству до 1 сентября 2016 года проанализировать и систематизировать инвестиционное законодательство и внести соответствующие предложения. Как вы понимаете, без парламентариев мы этого не сделаем, подключайтесь.

 Инвестиционная политика в 2016 году должна соответствовать следующим принципам:

 — максимальное привлечение прямых иностранных инвестиций;

 — концентрация вложений в активные основные средства: в передовые технологии, информационные системы, робототехнику;

 — повышение отдачи от вложенных средств за счет эффективности управления проектами.

 В этом году для восстановления экономического роста необходимо привлечь не менее 1,5 миллиарда долларов США прямых иностранных инвестиций на чистой основе, что позволит заместить недостающие внутренние ресурсы внешними источниками.

 Сегодня в мире одним из крупнейших инвесторов является Китайская Народная Республика. Для Беларуси в настоящее время открыта кредитная линия на 8 миллиардов долларов и обещаны при освоении миллиарды долларов (столько, сколько надо для Беларуси со стороны наших друзей из Китайcкой Народной Республики).

 Но, самое удивительное, вы даже подумать не могли на заре своей парламентской деятельности, когда вы пришли в этот зал, что у нас в Беларуси высшие должностные лица Правительства, губернаторы и прочие руководители не могут сформировать нормальный портфель проектов под эти инвестиции! Но это отдельный разговор.

 Большой инвестиционный потенциал заложен в сотрудничестве с международными финансовыми организациями.

 Это откроет двери для многих крупных инвесторов. Особого внимания требует развитие сотрудничества с Международным валютным фондом. Программа с МВФ — это не панацея, но индикатор открытости нашей экономики. Об этом тоже немало сказано. Разговаривать с МВФ мы должны, защищая свои интересы, доказывая, рассказывая, требуя того, чтобы нас понимали на этом переговорном процессе.

 Портфель проектов Всемирного банка для Беларуси — около миллиарда долларов США. Это средства, которые уже можно использовать. Но из них 600 миллионов до сих пор не задействованы из–за нерасторопности тех же государственных органов. Чудеса!..

 До конца года эти вопросы должны быть решены!

 Я требую в кратчайшие сроки устранить все так называемые законодательные препятствия для вовлечения в экономику страны средств международных финансовых организаций. Говоря простым языком, убрать всякие бюрократические барьеры.

 Поручаю Правительству завершить в кратчайшие сроки упрощение порядка заключения международных договоров.

 Максимально эффективно должна быть выстроена система кредитования инвестиционных проектов.

 Все коммерческие займы предприятия должны брать сами, исходя из имеющихся бизнес–планов, без государственных гарантий!

 В этом году подписан указ, открывающий путь для наших предприятий на международные биржи. Активнее прорабатывайте эти вопросы. До конца года жду конкретных предложений.

Четвертое. Рост и диверсификация экспорта.

 Важнейшим приоритетом, приоритетом из приоритетов был и остается экспорт, его рост и обязательно диверсификация.

 На сегодняшний день приходится констатировать, что на традиционных рынках сбыта отечественной продукции, в первую очередь России и Украины, сократился платежеспособный спрос. Мы не можем просто сидеть и ждать, когда он возрастет. Поэтому поставлена задача диверсификации белорусского экспорта. Надо сказать, что эта задача поставлена не сегодня и не вчера, и даже не позавчера. Мы очень точно, извините за нескромность, уловили будущую ситуацию, и еще 5 — 7 лет тому назад заговорили о диверсификации. Тогда платежеспособный спрос на наших рынках был нормальным, но мы понимали, что зависеть так сильно от одного рынка сбыта нельзя, это приведет к беде. Такая тенденция сегодня вырисовывается.

 В 2015 году для создания условий доступа на новые рынки было сделано немало, в том числе на высшем уровне.

 Достигнуты договоренности о расширении торгово–экономического сотрудничества с Китаем, Индией, Пакистаном, Вьетнамом.

 Активная позиция Правительства должна быть в реализации инициативы сопряжения экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза для устранения барьеров и ограничений в торговле.

 Ключевым фактором в продвижении экспорта является обеспечение пакетного принципа продаж — в комплексе с послепродажным обслуживанием, оперативным ремонтом, дополнительным сервисом. Без этого сегодня на внешние рынки нечего нос сунуть.

Пятое. Рациональное импортозамещение.

 Беларусь уже не первый год занимается импортозамещением. Однако сейчас этому направлению надо придать новый импульс и смысл. Сфер применения достаточно много.

 Основной элемент динамичного импортозамещения — расширение объемов локализации производства на совместных предприятиях.

 Имея в Беларуси крупные сборочные производства, мы до сих пор завозим комплектацию из–за границы: кресла, отделочные материалы, автомобильные стекла, автокомпоненты.

 А ведь их надо делать у нас. Вот где ниша для наших предпринимателей и направления конкретной работы экономического штаба страны.

 Ключевой параметр результативности работы Правительства в этом направлении определен: прирост не менее чем на 600 миллионов долларов импортозамещающей продукции ежегодно.

 Все рычаги для поддержки бизнеса, который занимается производством, у губернаторов есть: и продажа неиспользуемого имущества, и сдача его в аренду по доступным ценам, и другие.

Шестое. Качество продукции.

 Это важнейшая составляющая конкурентоспособности. На каждом предприятии «диктатура качества» должна стать показателем профессионализма в организации производства.

 Сегодня ослаблена требовательность к руководству предприятий за внедрение систем управления качеством. Отраслевые стандарты ниже лучших мировых практик. Работу по продвижению передовых методик в стране должен возглавить Госстандарт.

Седьмое. Наука и инновации.

 В условиях ограниченных минерально–сырьевых ресурсов стратегической линией развития для нашей страны становится переход на путь инновационного развития. Кстати, не только по причине ограниченности минерально–сырьевых ресурсов. Не в этом дело. Главное состоит в том, что, как модно говорить, тренд сегодня в экономике совершенно иной. Главное богатство сегодня, завтра — это мозги. Наука, инновации, а не то, что Господь положил в землю. От этого многие страны уходят. И уже ушли. Потому что создается продукт будущего, продукт, в который заложили мозги и передовые технологии, — это продукт с высочайшей добавленной стоимостью. И мы кое–где и кое–какие продукты подобные делать научились.

 Активно ведется работа по поиску новых точек роста экономики, которые дадут устойчивую динамику ее развития.

 Во–первых. Китайско–Белорусский индустриальный парк. Здесь создается площадка для привлечения высокотехнологичных и конкурентоспособных проектов. Работа, к сожалению, идет из рук вон плохо, и в ближайшее время там будут приняты жесточайшие меры, в том числе и кадровые! Там должны быть созданы предприятия послезавтрашнего дня. Предприятиям вчерашнего и сегодняшнего дня на этой площадке делать нечего. Знаете, по каким причинам. Такую продукцию мы не сможем реализовать в Европейском союзе и в мире вообще.

 Во–вторых. Белорусская атомная станция. Мы должны использовать преимущества ядерной энергетики для формирования вокруг АЭС кластера энергоемких производств и повышения конкурентоспособности всей экономики.

 При этом публично сегодня однозначно хочу заявить: у нас будет «переизбыток», как говорят, я беру в кавычки, электроэнергии после сдачи атомной станции. Это я взял в кавычки, а никакого переизбытка не будет и не должно быть, если мы правильно и вовремя к этому подготовимся! Давайте перестраивать нашу экономику и наших людей на электричество. Вместо природного газа, нефти и так далее, где можно заместить это собственным продуктом — электроэнергией. Сегодня автомобильное производство все больше–больше ориентируется на электричество. Почему нам этим сегодня не заниматься? Почему в быту не ориентировать людей на электричество? При этом, коль у нас будет так называемый переизбыток электроэнергии, уменьшив значительно цены на этот товар. К этому надо готовиться сегодня. Это — задача дня!

 В–третьих. Мы недавно говорили о космосе. Кто–то когда–то был против, а сегодня у нас уже спутник связи летает. Сегодня уже никто не говорит о том, что мы поступили неправильно. Потому что мы не только новых людей порождаем в Беларуси, которые мыслят космическими категориями. Мы создали целую сферу, целый пласт производств, который работает на космос.

 В–четвертых. «Зеленая» индустрия. Речь идет о новых безопасных стандартах качества производимой продукции. Это основа диверсификации нашего экспорта для выхода на рынки развитых стран и инвестиции в будущее.

 Поручаю Правительству до 1 июля 2016 года обеспечить подготовку государственной программы инновационного развития, в которой определить все ключевые подходы, приоритетные направления, первоочередные меры и инструменты для формирования экономики знаний.

 В реализации инновационной стратегии первое место отводится Национальной академии наук и Парку высоких технологий.

 Мы давно обсуждали новый формат работы Национальной академии наук, создание научной инновационно–производственной корпорации, ориентированной на формирование высокотехнологичного сектора на собственной исследовательской и технологической базе. Полагаю, что сегодня Академия наук может интенсивно развивать космическую деятельность, нано– и биоиндустрию, робототехнику.

 При этом у нас всегда, еще раз подчеркиваю, об этом говорили. Была проблема, вот мы, ученые, изобрели, а вот они, Семашко (В.И.Семашко — заместитель Премьер–министра. — Прим. ред.) с промышленниками и Вовк (В.М.Вовк — министр промышленности. — Прим. ред.) или село, брать не хотят.

 Вопрос решен просто. За все отвечает руководитель Академии наук. Если он определил, что это прорывные технологии созданы, и передал в Правительство и указал, кто это будет стране реализовывать, — это должно реализовываться мгновенно. Немедленно! Без всяких аргументов и споров. Нет — доклад Президенту. Понятна технология?

 Совместно с ГКНТ, Парком высоких технологий академия должна стать движущей силой технологического развития национальной экономики.

 Повышение эффективности наших институтов инновационного развития — НАН Беларуси, Парка высоких технологий, Китайско–Белорусского индустриального парка и технопарков — должно быть постоянно в поле зрения руководства страны, и прежде всего Правительства.

 Оценивать их деятельность надо не по затратному принципу, а по реальной отдаче от капиталовложений в научную сферу.

 Чтобы она действительно работала на подъем страны, а не на удовлетворение личного любопытства ученых за государственный счет.



Назад

Написать комментарий


Ваше имя: Email: Ваш комментарий: