Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноГод исторической памятиГод исторической памяти

Семён Золотарёв воевал на Гродненщине

Семён Золотарёв воевал  на Гродненщине07 мая 2016 — 10:00

 Пятьдесят семь лет назад, в ночь с 1 на 2 февраля, произошел один из наиболее таинственных случаев в истории Советского Союза. Считается, что именно тогда в горах Северного Урала погибла группа туристов из Свердловска.

Из похода не вернулись девять человек, восемь из которых имели непосредственное отношение к Уральскому политехническому институту – были выпускниками или студентами этого учебного заведения. Эти восемь хорошо знали друг друга, раньше ходили вместе в походы.   И только один человек, попавший в группу в последний момент, был здесь новичком – Семен Золотарев. Поначалу остальные ребята встретили его настороженно: уж не присматривать ли за ними приставлен? Но Золотарев быстро растопил лед недоверия. Он знал множество песен, что весьма ценилось среди туристов, сыпал удачными шутками и прибаутками, в общем, довольно скоро сделался душой компании.

Семен Золотарев был старше других в этой группе примерно на 15 лет. Он родился 2 февраля 1921 г. (и, получается,  в 1959 г. погиб в день своего рождения), перед войной успел окончить среднюю школу. В 1941 г. ушел в Красную Армию, но непосредственно на фронт попал лишь через полгода. Семен Золотарев поначалу воевал в составе 104-го отдельного моторизованного пантонно-мостового батальона. Он сражался под Сталинградом, в центральной части России, затем – в Беларуси, Польше и Германии. В наградном листе, заполненном на старшего сержанта Золотарева в апреле 1945 г., говорится, что воин отличился при освобождении западных районов нашей республики. Я установил, что Золотарев вместе с товарищами по оружию участвовал летом 1944 г. в боях на территории Зельвенского и Мостовского районов,–возводил переправы через Зельвянку и Неман. Как это происходило, видно, к примеру, из наградного листа командира взвода пантонной роты  (в которой служил и Золотарев) 104-го моторизованного пантонно-мостового батальона лейтенанта Петра Жеманова:

«Для наводки пантонного моста через реку Зельвянку необходимо было произвести инженерную разведку реки. Эта задача была поставлена командиру взвода 1-й пантонной роты лейтенанту Жеманову. Противник находился на западном берегу реки и держал под пулеметным и минометным огнем весь участок реки и подходы к ней. Лейтенант Жеманов во главе группы из трех бойцов выдвинулся за боевые порядки нашей пехоты и произвел тщательную инженерную разведку реки. Возвращаясь из разведки к месту сосредоточения переправочного парка, лейтенант Жеманов разведал дороги, ведущие к реке, заминированные противником, что дало возможность провести машины с переправочным имуществом без потерь объездными путями. В момент наводки пантонного моста взвод под командованием лейтенанта Жеманова, несмотря на артиллерийский обстрел со стороны противника, собрал паромы раньше указанного срока, что ускорило работы по наводке моста».

Сам Золотарев какой-либо награды за бои на белорусской земле не получил, но ему, что называется, зачли участие в операции «Багратион», когда в самом конце войны награждали орденом Красной Звезды. Тогда старший сержант Золотарев командовал отделением в 1-м батальоне 13-го моторизованного пантонно-мостового полка. А перед этим, в январе, феврале и марте 1945 г. он сражался в составе 3-го гвардейского Гродненского кавалерийского корпуса. Семен Золотарев проявил себя в последние недели войны. Вот что об этом говорится в его наградном листе:

«Старший сержант Золотарев под артиллерийским и минометным огнем противника перевозил с расчетом 9 человек в ночь с 21 на 22 апреля 1945 г. пантоны с верхним строением на один 50-тонный паром. Прибыв на место сборки, тов. Золотарев быстро и умело стал собирать паром. Противник начал обстреливать это место из орудий, минометов и пулеметов. Был ранен один боец, но старший сержант Золотарев не прекратил работу, а сам занял место вышедшего из строя бойца и своим примером бесстрашия воодушевлял бойцов на скорейшее выполнение задания. Этим же снарядом было перебито два прогона и настил. В метрах 300 в болоте лежало верхнее строение от разбитого парома, тогда тов. Золотарев по пояс в воде дошел до него».

После войны Семен Золотарев учился в военно-инженерных училищах в Москве и Ленинграде. Но что-то у него там не заладилось, бывший воин приехал в Минск и поступил в Белорусский институт физической культуры. Вполне возможно, его позвали сослуживцы, с которыми вместе он сражался на фронте. Кстати, будущий 1-й секретарь Гроднен-ского обкома КПБ Иван Микулович во время войны прошел практически такой же путь, что и Золотарев, а одно время служил в 137-м отдельном пантонно-мостовом батальоне. Не исключаю, что в каком-то месте на Великой Отечественной они могли и пересечься.

С физкультурой у Золотарева получилось лучше, чем с военно-инженерной специальностью. В 1951 г. он окончил институт в Минске и даже получил направление на работу в Гродно по физкультурной линии. Но в наш областной центр он так и не попал,  работал сначала учителем физкультуры в своих родных краях, а затем - инструктором по туризму на различных турбазах. В январе 1959 г. он записался в тургруппу, которую возглавлял студент 5-го курса радиотехнического факультета УПИ Игорь Дятлов. В конце января туристы отправились в лыжный поход третьей, наивысшей тогда, категории сложности. Предполагалось, что участники группы пройдут примерно 350 километров по Северному Уралу и 12 февраля вернутся на исходный пункт маршрута, в поселок Вижай, откуда дадут телеграмму в Свердловск. Но телеграмма о возвращении так и не пришла. Начавшиеся затем  поиски вскоре принесли печальный результат. Сначала на склоне горы Холатчахль     (в переводе с языка манси означает «гора мертвецов») поисковики обнаружили палатку «дятловцев», а затем  – тела пятерых погибших туристов. Тела остальных четверых, в том числе и Семена Золотарева, нашли лишь в мае 1959 г., когда в этих местах начал таять снег.

Что конкретно произошло с группой Дятлова – непонятно до сих пор. Достоверно известно, что во время последней ночевки какая-то неведомая опасность выгнала туристов из палатки на мороз практически без обуви, шапок и верхней одежды. Пожалуй, единственным, кто был полностью экипирован, оказался Семен Золотарев. Каким-то образом у него с собой оказался даже фотоаппарат. Уйдя из палатки, туристы спустились вниз по склону горы и примерно в полутора километрах  от места ночлега разожгли костер рядом с высоким кедром. Затем три человека вроде бы попытались вернуться в палатку, но до нее так и не дошли. Выжить не удалось никому. Причем пять человек замерзли, а четверо, в том числе и Семен Золотарев, получили довольно сильные и трудно объяснимые по характеру  травмы.

Исследователи периодически возвращаются к этому загадочному случаю.  Российские федеральные телеканалы периодически показывают документальные фильмы, посвященные трагедии, произошедшей в горах Северного Урала. На нескольких форумах в интернете идет активное обсуждение обстоятельств гибели тургруппы. Внимание многих привлекает фигура Семена Золотарева. Высказывается даже такое предположение, что во время войны он был сотрудником СМЕРШа. На чем основаны эти догадки – не совсем ясно. Из архивных документов отчетливо видно, что в Великую Отечественную Семен Алексеевич Золотарев служил в инженерно-пантонных подразделениях, а летом 1944 г. отличился в боях на гродненской земле.

Ю. КОМЯГИН, краевед, г. ГродноНа снимке: Семен Золотарев (на переднем плане) в своем последнем походе.


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио