Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноСоциумОбщественная жизнь

Работа на совесть, романтика, песни под гитару и любовь

Работа на совесть, романтика, песни под гитару и любовь19 декабря 2013 — 10:00

Время быстротечно, как  поток горной реки,  только внизу он замедляет бег. А  человеческая жизнь  с точностью  наоборот: в детстве, юности кажется, что впереди еще огромный запас  времени и его с лихвой должно хватить на свершение всего задуманного. А потом время понеслось, как секундная стрелка. И совсем незаметно приближается тот рубеж, когда уже хочется оглянуться назад. И счастлив тот человек, которому не надо стыдиться прожитых лет, когда оглядываешься назад с удовольствием.

Судьба отдельно взятого человека тесно переплетается с судьбой страны. В этом году как раз  отмечаются две юбилейные даты, к  которым  Борис Иванович  Лапич имеет непосредственное отношение: 95 лет исполняется комсомолу и 50 лет стройотрядовскому движению. Борис Иванович—личность в нашем городе  известная многим мостовчанам и   жителям района. Кто-то знает Бориса Ивановича по комсомольской юности, в 70-е годы он возглавлял районную комсомольскую  организацию. Кому-то довелось столкнуться с ним  в районном отделе внутренних дел, где Борис Иванович работал заместителем начальника отдела.  А еще раньше, будучи  студентом историко-педагогического факультета Гродненского педагогического института имени Я. Купалы, он сполна познал романтику и  будни стройотрядовской жизни.

В его студенческие годы стройотрядовское движение у юношей и девушек пользовалось огромной популярностью: многим хотелось ощутить романтики, испытать себя в конкретном деле и, конечно же, пополнить скромный бюджет студента. Отряды тогда и названия носили романтические: «Алые паруса», «Романтики», «Мечтатели, «Альтаир». Отряд,  в котором довелось работать Борису Лапичу,  будущие историки назвали «Скифы».

  — Попасть в  строительный отряд  равносильно, что выдержать второй раз вступительные экзамены  и поступить в вуз, из 58 наших студентов в отряд взяли только 25.  Нам пришлось досрочно  еще в мае сдавать летнюю сессию. Романтика моего первого стройотрядов-ского лета началась еще в Гродно. Из Ивьевского района за нами  прислали специально оборудованный для перевозки людей грузовик, автобусов в то время в  таком количестве,  как сегодня, не было. Мы погрузились и мчались с Гродно до Ивья не только с ветерком, но и песнями, шутками, — вспоминает Борис Иванович.

  Что мы сегодня знаем о мелиорации? То,  что в 70-е годы на осушение болот, и особенно  в Полесье,  были брошены огромные силы, мелиорация в то время являлась важнейшей стратегической задачей. Белорусские   болота были исчерчены нитками оросительных каналов.             О важности мелиорации для  республики поэты слагали стихи, прозаики писали романы. А Борис Лапич с однокурсниками оказался активным участником этого важного  процесса.

  Первое лето строительный отряд «Скифы» работал   на укреплении  мелиоративных каналов в деревне Лаздуны Ивьевского района.   Деревня оказалась большой, ребята жили в бывшей помещичьей усадьбе.  Целый световой день студенты  работали на каналах, вечером пели  песни под гитару  и танцевали в клубе, знакомились  с сельской молодежью. В институт в сентябре ребята вернулись  возмужавшими и загорелыми, как после  южного курорта. После третьего курса отряд «Скифы» работал на мелиорации в знаменитом колхозе имени Воронецкого в деревне Эйсмонты.

  —Так получилось, что поселили нас в  местном клубе. На танцы далеко ходить не надо было. За стеной играют, сменяя друг друга, то баянист, то пластинки. На танцы собиралось много местных девушек в надежде познакомиться  с приезжими студентами-парнями. А мы  в специальную щелочку в двери  из своей комнаты пристально  рассматривали девушек, примечая, которую из них пригласить на танец. Насколько я помню, стройотрядовские знакомства позже перерастали  в нечто большее и даже образовались  четыре семьи, — предается  Борис  Иванович приятным воспоминаниям.

   Третье свое стройотрядовское  лето он  отработал в Казахстане. Там ребятам довелось осваивать строительные специальности. Поблизости Джамбула  белорусские студенты из трех вузов  построили двенадцать жилых  восьмиквартирных  дома.          В то время на стройке почти все работы велись вручную. В конце лета  появились будущие новоселы. Работой ребят они остались довольны, на радости угощали стройотрядовцев  казахскими национальными блюдами.

  —Если б не стройотряд, я, наверное, и остальные белорусские ребята тоже  никогда ни увидели бы бескрайней степи и летающих над ней орлов. Это мое первое впечатление от Казахстана. Жили мы в палатках.  Когда мы их ставили, нам посоветовали их надежно закреплять. За целое лето и половину сентября в степи не выпало ни одного дождя.  Зато нам довелось пережить нечто наподобие нашей пурги, только мел не снег, а песок, который забивал уши, глаза, рот. Мы поняли, почему нам советовали надежно закрепить палатки, иначе их просто снесло бы ветром. Скромная растительность почти вся выгорела. Солнце пекло нещадно.

Впечатлило своей звездностью ночное небо. Казалось, что звезд на нем по сравнению с нашим небом в сотню раз больше.  А в сентябре ночи стали настолько холодными, что нам даже выдали теплые одеяла. За три месяца мы очень соскучились по  белорусской природе. Когда возвращались поездом назад и увидели из окна вагона родные пейзажи, орали в вагоне как сумасшедшие, — рассказывает  Борис  Иванович о казахстанской   строительной эпопее.

  Слушаю его и  вспоминаю свое стройотрядовское лето. Действительно, стройотряд—это работа на совесть,  познание друг друга,  романтика, это интересно и здорово….            Е.  ЦЕСЛЮКЕВИЧФото из личного  архива Б. Лапича     


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио