Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноМолодёжьМолодёжь

Проза жизни…

Проза жизни…11 ноября 2016 — 08:15
Небо хмурилось, на угрюмых лицах прохожих читалась усталость, а пустынные ноябрьские улицы встречали весьма неприветливо. Мосты, казалось, накрыла не только глубокая осень, но и всеобщая затяжная депрессия. Словом, проза жизни. Только участковому инспектору райотдела милиции Павлу Сивцу раскисать не позволено по долгу службы. В неурядицах простой мостовской жизни и конфликтах местных жителей молодому человеку приходится разбираться изо дня в день. При этом стараться не только не утратить “милицейского азарта”, но и людям помочь, и в службе преуспеть. В повседневность инспектора окунулась и корреспондент «МВ», отправившись на службу вместе с участковым. 

Вчера – “академик”, сегодня – участковый 

Лейтенант милиции Сивец – в милиции человек новый, в Мостах – тем более. Ему всего-то 22 года, несколько месяцев назад выпустился из Академии МВД, окончил факультет милиции. Молодой человек честно признается: мечтал о службе в розыске. А на его плечи “взгромоздили” такую нелегкую и не самую приятную задачу – “воспитывать” незаконопослушных граждан, разбираться в перипетиях семейных отношений, разрешать конфликты между враждующими соседями. К тому же, академическая теория от повседневной практики, как оказалось, отличается разительно. Что называется, положи диплом на полочку и учись заново: как перевоспитать алкоголика, заставить работать тунеядца, призвать к сознательности дебошира. Заручившись поддержкой коллег, помощью руководства райотдела молодой человек с головой окунулся в работу. 

Колоритные притоны с едким запахом дыма 

Окунулся – и всего за несколько месяцев в роли инспектора уже успел навести порядок на участке, насобирать материалов на возбуждение превентивных уголовных дел, а также направить двух особо отличившихся в ЛТП. 

Участок, который обслуживает Павел Сивец, – это несколько городских кварталов, преимущественно частный сектор, в котором найдется с десяток колоритных притонов. Павел здесь теперь частый гость. Обычно он отправляется туда один, но сегодня дозу острых ощущений готова получить и я. На нашем маршруте самое злачное место – дом, где собирается практически весь местный “бомонд”. 

«Сюда приходится наведываться по нескольку раз в неделю. К хозяйке дома, как мухи на мёд, слетаются местные маргиналы. Кто что насобирает за день – скинутся, купят «вкусное и недорогое», и все сюда. Запретить собираться им я не могу, но контролировать должен, как бы чего не натворили в пьяном угаре», – поясняет Павел. 

Дверь частной лачуги нам никто не открыл: возможно, уже ушли в поисках “добычи”, предполагает Павел. Следующая обитель, куда мы отправились, находилась в с виду приличной пятиэтажке. Квартиру определила невооруженным глазом. За такой дверью уж точно никакого семейного благополучия. Оказалось, незаперто. 

Запах ужасающий! Чем пахнет, сразу не определишь да и словами не опишешь. В комнате несколько кроватей, скомканные грязные одеяла и подушки, на полу опустошенные винные бутылки. Ни ремонта, ни уборки квартира не видывала многие годы. Превозмогая чувство тошноты, проходим по комнатам, но в них никого. Павел замечает на столике DVD-проигрыватель, которого еще пару дней назад здесь не было. Купить его хозяева не могли, деньги если и появляются, то только на водку. Но и сообщений о краже, со слов участкового, пока не поступало. Павел делает фото на случай, если обнаружится, что вещь краденая. 
Еще одна проблема для молодого инспектора – взаимоотношения между Аллой и Виталием, проживающих на его участке. Каждое свидание двух любителей выпить заканчивается сообщением в милицию: возлюбленный избивал и издевался. 

«Эти отношения продолжаются уже длительное время. Она его зовет в гости, он после попойки без конца ее бьет. Уже возбуждено уголовное дело за истязания, собраны материалы и на ЛТП. Скорее всего, в ближайшее время дебошир будет осужден. Возможно, и женщина образумится», – говорит Павел Сивец. 

Милые бранятся, только тешатся 

Вообще семейные скандалы, выяснение взаимоотношений между соседями, супругами или близкими родственниками – львиная доля работы участкового. Разбирать каждую ссору с выслушиванием всех сторон и мнений правоохранителям приходится чуть ли не каждый день. 
«От одной пары – парня с девушкой – постоянно поступают заявления: оскорбляют друг друга, а потом жалуются. На днях в милицию обратилась местная жительница, которой помешали дети. На Хэллоуин они ходили в маскарадных костюмах по домам, пели песни, просили за это конфеты, устроили что-то вроде колядок. Женщина рассудила так: раз праздник не отечественный, отмечать его противозаконно, и детей, по ее мнению, нужно было наказать. Недавно пришлось разрешать конфликт между соседками, огороды которых примыкают друг к другу. Так вот та из них, которая моложе на лет 20, назвала другую на “ты”. Женщина сильно оскорбилась и заявила в милицию», – делится инспектор. 
В таких перипетиях человеческих взаимоотношений и дипломированному психологу разобраться не всегда под силу, а инспектор – обязан. Благо на этот случай в помощь милиции – общественный совет охраны правопорядка. На совет приглашают психологов, педагогов, медиков, представителей духовенства и разбирают каждый конкретный случай. К слову, те две соседки с совета профилактики после беседы со священником ушли уже примирившись. И слава Богу. 

«Макс, я уехал на свалку…» 

Сегодня наведаться нам нужно не только в притоны. По плану и проверка подучетных лиц, ранее судимых. Зайти нужно и в некоторые магазины, проверить техническую укрепленность торговых объектов. 
Но сначала обходим частный сектор в надежде застать подучетных по месту жительства. На двери одного из домов ждет записка, адресованная явно не нам: “Макс, я уехал на свалку в 8:00”. 
«Эти люди после освобождения как правило нигде не работают да и не хотят. Каждый день отправляются за город на свалку, как на работу. Там ищут всевозможный лом, макулатуру – в общем то, что можно сдать и получить деньги. Оказывают физическую помощь местным жителям, за что те платят едой, спиртным или деньгами», – поясняет Павел. 
Нескольких подучетных всё же удается застать дома. Например, Дмитрия. Он только освободился из мест лишения свободы, вернулся домой, а тут его ожидает штраф в 450 рублей: неоплаченные коммунальные платежи, штраф за кражу и другие криминальные происки… 
– Где ж я такие деньги возьму?! – с порога возмущается припухший с лица и потрепанный жизнью мужчина. 
– А в центр занятости ходил, на работу устроиться пробовал? – подсказывает простой выход из положения участковый. 
За рабочую смену мы посетили еще с десяток домов. Удивило, что к инспектору, несмотря на его молодой возраст, даже матерые уголовники и заядлые тунеядцы относятся весьма уважительно. Видеть на пороге милиционера некоторые даже рады. Участковый может решить жизненные проблемы, подсказать выход из ситуации, предложить работу, пожурить скандального супруга. Тут тебе и “душевный доктор”, и третейский судья, и центр занятости на выезде в одном лице. Словом, участковый здесь должен быть специалистом широкого профиля в буквальном смысле. 

Познакомиться со всеми 

Попутно Павел Сивец наведывается еще и в несколько магазинов, заходит в организации, где его еще не знают. Для участкового важно “быть вхожим” в любые двери, держать связь с продавцами, которые много видят и знают. 
«Я на участке человек новый, поэтому должен лично познакомиться с сотрудниками магазинов, предприятий и организаций. Чтобы люди знали, к кому обращаться, смогли меня быстро найти, позвонить. Нужно проверить, как магазины оснащены техническими средствами охраны, достаточно ли торговый объект защищен от нападок воришек», – говорит Павел. 

Заведующая магазином показывает нам подсобные помещения. Здесь хранится товар, разгружаются машины, каждое помещение закрывается на замок, объект находится и под контролем местного отдела Департамента охраны. Павел в свою очередь просит разместить на стенде магазина листовку с информацией о себе. 

– Дык у нас уже висит пожарник! – недоумевает одна из продавщиц. 
– А если тебе по голове тюкнут в переулке, ты кому будешь звонить? Пожарнику? – приводит железные аргументы заведующая магазином. 
Рабочий день участкового – это практически целая смена на ногах: находить за день приходится приличный километраж. После обхода участка инспектор должен свою работу задокументировать, в соответствующие органы разослать ходатайства и письма. Но и это далеко не всё. Раз в неделю он обязательно отдежурит в райотделе на разбирательствах, а это сутки без сна. В назначенный день прибудет на совет профилактики и поможет общественности разобраться в сложных жизненных ситуациях местных жителей. Всего и не перечесть. Много работы у участкового… Очень много. 

Руководство РОВД считает, что служба участковых инспекторов – одна из самых сильных в отделе. В районе удается контролировать криминальную обстановку, не допускать совершения резонансных преступлений – это и есть самый главный показатель. 
«Не допущено убийств, причинения тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, изнасилований, разбоев. Снизилась и преступность в подростковой среде. А это ни что иное, как результат работы службы участковых инспекторов. Они всегда на передовой, в гуще событий местной жизни, всегда на страже. Наши сотрудники успевают участвовать и в различных служебных конкурсах. Так, Александр Кулинко сейчас готовится побороться за звание лучшего участкового инспектора страны. Павел Сивец всего за несколько месяцев работы смог навести порядок на своем участке, исполнительный и очень ответственный молодой человек», – резюмирует начальник милиции общественной безопасности Мостовского РОВД Николай Копылов. 

Ну а что касается героя статьи… Павел говорит откровенно: самое печальное в его профессии, что нет способов, с помощью которых можно было бы кардинально влиять на жизнь тех или иных людей. Изменить мир – миссия не самая легкая и задача совсем не простая. Но попробовать стоит. Ведь всё приходит с опытом. 

Мария Ирха, "МВ" 
Фото автора
 

 


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио