Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноОфициально

Повышать уровень доверия к журналистике – задача молодых!

Повышать уровень доверия к журналистике – задача молодых!28 сентября 2015 — 10:00

 IV Форум молодых журналистов «Общий взгляд в будущее. Журналистика: выбор молодых» состоялся в Минске 22-23 сентября 2015 года.

Два дня столица как эпицентр общественной и культурной жизни страны радушно принимала у себя газетчиков, радийщиков, телевизионщиков и работников интернет-изданий в возрасте до 30 лет со всех регионов Беларуси. Всего около полутора сотни человек. Гродненскую область представляли 20 работников СМИ, в том числе газета «Зара над Нёманам». Кто-то из нас в реальной журналистике новичок, кто-то уже «стреляный воробей». Но все мы молоды и приехали с одной важной деловой целью – перенять опыт от признанных виртуозов, взять на карандаш новые идеи, расширить партнерские контакты, увидеть своих единомышленников и вместе обсудить самые противоречивые вопросы белорусского медийного пространства. 

Организаторами мероприятия выступили Министерство информации Республики Беларусь, Национальная государственная телерадиокомпания, Учреждение Администрации Президента РБ «Редакция газеты «Советская Белоруссия», ОО «Белорусский союз журналистов», ОО «Белорусский республиканский союз молодежи», Минский городской исполнительный комитет.  В день открытия участники посетили тренинги в газете «Советская Белоруссия», информагентстве «БелТА» и «Ваяр», Национальной телерадиокомпании и на канале «МIНСК ТV». Приятным бонусом стала экскурсия по музею Великой отечественной войны.

Однако самым информационно насыщенным стал второй день форума в конференц-зале Национального олимпийского комитета. Здесь молодые репортеры получили возможность принять участие в пленарном заседании, тематических сессиях по вопросам «Политическая журналистика сегодня: объективность и пропаганда» и «Как говорить об экономике доходчиво и интересно». А также брендовой панельной дискуссии в формате открытых дебатов «Выбирай.BY» на тему «Журналистика глазами молодых» с Вадимом Гигиным – главным редактором журнала «Беларуская думка» и известным телеведущим. Лучшие из молодых кузнецов слова года в этом день получили премии «Дебют» от Белорусского союза журналистов.

Сегодня информационный поток достиг масштаба разрушающей сознание волны. С этим согласился каждый участник форума. Обычному человеку становится не по силам отфильтровывать сведения, атакующие его со всех сторон ежедневно. Ему все труднее детально разбираться в том, где объективная истина, а где гнусная ложь, поданная с экрана телевизора, монитора или страниц прессы. Очень в духе времени, ему еще зачастую просто не хватает времени на отделение зерен от плевел. Учитывая тот факт, что теперь информационные войны достигли своего апогея, став лучшим по эффективности оружием, журналистика постепенно приобретает лакейную сущность. И  доверие к ней естественным образом снижается.  

В связи с этим любопытным и неоднозначным был диалог о явлении пропаганды в СМИ. Кто-то может сказать, что правды нет, потому что нет свободного изложения мнений. В ходе обсуждений пришли к выводу, что это не всегда так. Качество информационного продукта, приготовленного журналистом, чаще напрямую зависит от порядочности самого «кулинара», его внутренних личностных характеристик. В этой связи пропаганда должна рассматриваться как проповедь подлинных ценностей и честное информирование, рука помощи в понимании сложных явлений. Задаю вопрос генеральному директору телеграфного агентства «БелТА»      Д. А. ЖУКУ:

- Дмитрий Александрович, вчера на открытии форума прозвучала фраза о том, что журналисты больше не имеют права на пропаганду и нравоучения, так как люди стали более разумными и образованными. Как вы считаете, какова  зависимость между уровнем развития общества, историческим срезом, в котором оно находится, и необходимостью обращения к пропаганде со стороны прессы?

- Безусловно, общество сегодня интеллектуально. Но как дороге необходима разметка, особенно в ночь и туман, так и людям нужна направляющая сила, несущая ценности. Иначе можно «въехать в лоб». Тем более что общий интеллектуальный уровень толпы равен показателям глупого человека, − проводит метафорическую параллель между журналистикой и системой правил дорожного движения глава БелТА.

Он также параллельно отметил, что сегодня в стране практически нет профессиональных экономических журналистов, кроме как в «Экономической газете». Правовая тема также, к сожалению, очень сложно поддается качественному освещению. Тем не менее, многие представители СМИ любят вешать на себя ярлыки экономических и политических аналитиков. В связи  с этим не стоит доверять мнениям, подаваемым под соусом эксперта. Да, человек может быть реализованным и позволить себе рассуждать на разные темы, давать оценки событиям и явлениям, пропагандировать их, вещать в интернет пространстве и даже иметь обширную аудиторию. Но если начать  разбираться, получается, что известный политолог или экономист всего полгода занимается журналистикой. Он талантливый, хваткий. Но его вряд ли можно считать компетентным специалистом с опытным и заточенным взглядом. Именно поэтому многие руководители редакций все чаше предпочитают брать в штат людей с нежурналистским образованием - экономистов, политологов, историков -  и обучать их писательскому ремеслу, чтобы повышать его качество. 

Из уст мэтров информационного пространства прозвучала важная ремарка: не следует путать разные по своей природе понятия пропаганды и популизма. В последнем замешаны признаки манипулирования общественным мнением, навязывания точек зрения. Белорусы живут стереотипами. Нам необходимо ментально менять отношение к слову «пропаганда».

- Пропаганда – это не такое уж плохое слово. Нельзя ее понимать как несоответствующую функциям журналистики. Есть хорошая и плохая пропаганда. Плохая пропаганда тогда,  когда двойные стандарты. Пропаганда здорового образа жизни – это хорошо. Пропаганда антисоциального поведения и наркотиков – это плохо. У государства есть функция – пропагандировать государственные ценности. На примере это выглядит следующим образом. Сегодня у нас социально ориентированная рыночная экономика. Поэтому очень важно понятно показать людям в информационном поле, как экономика работает. Давайте будем пропагандировать, давайте будем говорить так, чтобы народ разбирался, куда будет двигаться наша экономика, что является ее конечной целью. Давайте будем находить эти слова. Тогда что это будет: пропаганда или объективное информирование? Я бы здесь не делила жестко, - высказала свою позицию министр информации Республики Беларусь Лилия Станиславовна АНАНИЧ.

Полезно было послушать экспертов в области социологии средств массовой информации Беларуси, снова обратиться к дилемме между печатными изданиями и интернет СМИ, необходимости фактической точности журналистской работы.

Давид Генрихович РОТМАН, директор Центра социологических и политических исследований БГУ, доктор социологических наук, профессор:- Многие СМИ вообще утратили свои позиции сегодня, потеряли влияние на население. И все это потому, что интернет дает более оперативную информацию, которая  мгновенно становится доступной, особенно если речь идет о хорошем портале. Первый нюанс в том, что люди могут получать быструю объективную или необъективную, но быструю информацию. Кроме этого первого нюанса, можно говорить и о втором. Все материалы газет, телевидения и радио теперь тоже выкладываются в интернет. Третий нюанс: очень многие порталы и сайты дают возможность своим пользователям высказать свое мнение моментально, сразу же. По этой причине интернет популярен. Как в этой ситуации выжить средствам массовой информации? Нужно разделить функции. Система интернет должна давать точечную, быструю, оперативную информацию. А другие СМИ – серьезную интерпретацию и анализ происходящих событий на следующий день.

Игорь Васильевич КОТЛЯРОВ, директор ГНУ « Институт социологии Национальной академии наук Беларуси», доктор социологических наук, профессор: - Мои коллеги говорили о том, что в настоящее время у нас есть проблемы со средствами массовой информации, их авторитет падает. Но также отмечали и то, что нам удалось восстановить доверие к СМИ. Хочу обратить внимание на некоторые социологические данные и аспекты, которые не всегда, к сожалению, бывают в наших изданиях. У нас в газетах, журналах практически нет аналитических текстов. Об этом говорил Жук, аналитика не очень эффективная, качественная. А ведь отделы аналитики есть. Информация, которую подает пресса, должна быть абсолютно достоверной, объективной. А журналисты должны знать, какие сведения являются репрезентативными. Ведь, понимаете, можно опросить самое маленькое количество людей и имитировать то, что это мнение общества в целом. В то время как в своих текстах нужно указывать, сколько человек опрошено, какова ошибка выборки, чтобы даже непрофессионалы могли задуматься, объективная или выдуманная информация им преподносится. 

Много мыслей и анализа заключил в себя IV Форум молодых журналистов в этом году. И все с главной целью −  чтобы начинающие корреспонденты уже сейчас задумались о качестве своей  профессиональной дороги, своих принципах и творческом лице.  Сила и неоспоримое преимущество молодых людей в том, что у них горят глаза и пылает сердце. Они как никто другой способны впитывать новые идеи, чувствовать ритм времени, оперативно реагировать на его просьбы и качественно удовлетворять информационный запрос населения. Брать лучшее от опытных коллег, сохраняя свою индивидуальность – вот формула формирования профессионализма от признанных мастеров слова своим молодым преемникам. 

В. ТРЫНКИНА



Назад

Написать комментарий


Ваше имя: Email: Ваш комментарий: