Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноЛюди нашей МостовщиныЛюди нашей Мостовщины

Оставил яркий след в авиации

Оставил яркий след в авиации23 августа 2012 — 10:00

Недавно мы кратко расказали о единственном генерале, выходце из Мостовщины, воевавшем в годы Великой Отечественной войны, Иване Семёновиче Трояне. В книге «Память» о нём всего лишь несколько строк. Мы обратились к читателям с просьбой, что если кто что-нибудь знает об этом выдающемся земляке, сообщить в редакцию. Председатель районного совета ветеранов Н.А.Поплавский принес в редакцию вышедший несколько лет назад журнал «Армия», в одной из статей которого шла речь о генералах ВВС. Почётное место в этом строю  занимает наш земляк. Расскажем о нём подробнее.

Вот что пишет об уроженце Мостовщины  кандидат исторических наук С. Аверченко:—В предвоенный и начальный период Великой Отечественной войны эксплуатационно- техническую службу ВВС Красной Армии возглавлял Иван Семенович Троян. Родился он в деревне Малые Озерки Гродненской губернии.

В августе 1915 года был призван в армию. Попал служить рядовым в 36-й корпусный авиационный отряд. Был направлен на учебу в Николаевскую школу авиамотористов, которую окончил в декабре того же года и вернулся в свой отряд. В течение всей Первой мировой войны прослужил в 36-м корпусном авиаотряде старшим мотористом, стал старшим унтер-офицером.После Октябрьской революции 1917 года вступил в 1-й революционный авиаотряд в Одессе, в котором служил в должности старшего моториста.  В течение 1918 -1922 годов старшим мотористом проходил службу в 1 –м Одесском железнодорожном авиаотряде, 51-м и 23-м авиаотрядах.

В 1922 -1926 годах Иван Троян - младший механик 2-й разведывательной эскадрильи, 1-й разведывательной эскадрильи воздушной эскадры № 2, 3-й отдельной разведывательной эскадрильи,   1-й легкобомбардировочной авиаэскадрильи (лбаэ) имени В.И. Ленина.           С сентября 1926 года до октября 1927-го он старший механик 1-й лбаэ, а с октября - старший авиатехник той же эскадрильи.В течение 1929 - 1931 годов Троян возглавлял мастерские 20-го авиапарка Украинского военного округа, где приобрел большой опыт по организации ремонта авиационной техники.

В декабре 1931 года Иван Семенович был назначен старшим инженером 50-й авиаэскадрильи, а через год - старшим инженером по эксплуатации 45-й авиабригады. На этой должности он прослужил до середины 1935 года.  С июля 1935 по май 1939 года был старшим инженером по эксплуатации в Управлении ВВС Харьков-ского военного округа. В 1938 году окончил Курсы усовершенствования инженерного состава.

В мае 1939 года        военинженер 1 ранга Троян был назначен главным инженером ВВС 1-й отдельной Краснознаменной армии (ОКА). 21 августа 1939 года, в соответствии с новыми штатами, его должность стала именоваться - помощник по эксплуатации командующего ВВС 1-й ОКА. В этой должности он прослужил до июля 1940 года, когда был назначен инспектором по эксплуатации Лётно-технической инспекции ВВС Красной Армии.

1 февраля 1941 года бригинженер Троян был назначен начальником 2-го управления (эксплуатации и войскового ремонта) ГУ ВВС КА - главным инженером ВВС Красной Армии и проработал в этой должности до января 1942 года. В 1941 году 2-е управление ГУ ВВС КА было переименовано в Управление технической эксплуатации. В предвоенный период развертывания ВВС Ивану Семеновичу приходилось много заниматься вопросами освоения личным составом новой авиационной техники, укомплектования частей инженерно- техническими специалистами, организации технической эксплуатации авиационной техники в новых частях и соединениях. С началом войны перед эксплуатационно-технической службой ВВС встал ряд новых задач, которые не отрабатывались в мирное время. Решались все эти задачи под руководством главного инженера ВВС дивинженера Трояна. Руководил он эксплуатационно-технической службой ВВС до января 1942 года, когда должность главного инженера ВВС КА вновь была сокращена.

 До августа 1946 года Иван Семенович Троян служил главным инженером - заместителем по ИАС командующих ВВС Закавказского фронта и 11-й воздушной армии. С августа 1946 года по январь 1948-го служил главным инженером-заместителем по ИАС командующего ВВС Киевского военного округа. С января 1948 года по июнь 1953-го генерал-майор Троян был главным инженером 17-й воздушной армии (в 1949 году переименована в 69-ю).    16 июня 1953 года был уволен в запас по болезни.

Руководители экс-плуатационно-технической службы ВВС до своего назначения на высокие руководящие посты имели большой практический опыт, который они получили, находясь на инженерно-технических должностях в строевых авиачастях. Так, И.С. Троян служил мотористом еще во время Первой мировой войны. В своем служебном росте прошел все ступени службы: моторист, старший моторист, младший механик отряда и эскадрильи, старший механик эскадрильи и старший авиатехник эскадрильи, начальник мастерских авиапарка, старший инженер эскадрильи, старший инженер по эксплуатации авиабригады, старший инженер по эксплуатации управления ВВС военного округа, главный инженер ВВС армии, главный инженер ВВС Красной Армии.

Следует отметить, что в течение 1925 - 1941 годов эксплуатационно-технической службой ВВС РККА руководили грамотные инженеры и хорошие организаторы. Они сумели создать и вывести на уровень, соответствующий развитию авиации на тот период, как саму службу, так и систему технической эксплуатации авиационной техники и наладили грамотную техническую эксплуатацию сложной авиационной техники инженерно- техническим составом Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Своим трудом они внесли большой вклад в обеспечение выполнения советской военной авиацией ставившихся перед ней задач.

Приятно, что среди этих людей был генерал-майор Иван Семенович Троян, уроженец Мостовского района. Интересно, живут ли на Мостовщине родные и близкие знаменитого генерала? С их помощью можно было бы сделать экспозицию в музеях «Лес и человек», Озёрковской средней школы.

Подготовил к печати С.ЗВЕРОВИЧНа снимках: генерал-майор  авиационной службы И. С. ТРОЯН. 1945 г.; технический осмотр самолёта-разведчика Р-5. 1930-е годы; подготовка к вылету истребителя И-16.      1940 г.                       

Фото из журнала «Армия»



Назад

Написать комментарий


Ваше имя: Email: Ваш комментарий: