Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноМостовский крайНаш край

Небо, небо! Как много мужества и риска требует каждый шаг в манящую синеву…

Небо, небо! Как много мужества и риска требует каждый шаг в манящую синеву…29 апреля 2013 — 10:00

19 апреля 1973 года  в небе над Дашковцами совершили свой подвиг лётчик бомбардировщика «ЯК-28Р»  капитан Анатолий Велигура и штурман старший лейтенант Юрий Боков. Они погибли, уводя горящий самолёт в сторону от деревни.  19 апреля 2013 года у памятника погибшим лётчикам в деревне Дашковцы состоялся  митинг. По предложению отца Виктора начался он с молитвы. Ведущие Вика Лучко и Ольга Остюкевич рассказали присутствующим о подвиге лётчиков. На митинге выступили заместитель председателя райисполкома А. С. Ярош, райвоенком Д. Ф.Богданович, председатель Микелевщинского сельисполкома Л. Г. Рогацевич, житель деревни Дашковцы, бывший учитель местной школы Н. И. Лозовик. Они отмечали величие подвига советских лётчиков, их преданность Родине, долгу, необходимость  сохранить память  о  мужественном поступке офицеров.   

       Так что же случилось 19 апреля 1973 года в небе над Дашковцами? В этот день в десятом отдельном  Москов-ско-Кенигсбергском Краснознамённом ордена Суворова  авиаполку, который размещался недалеко от Щучина, в 15 километрах от Дашковцев, шла размеренная, отработанная годами, лётная работа. Вечером в небо должен был подняться  «ЯК-28Р» капитана А. Велигуры и штурмана Ю. Бокова.  Капитан А. Велигура прибыл сюда служить несколькими годами раньше на должность начальника штаба -- заместителя командира эскадрильи.  Старший лейтенант Юрий Боков  сюда же пришёл  служить на     должность штурмана звена.

Ходить по небе в одном экипаже с Анатолием Велигурой было сложно, но почётно. Капитан Велигура, как записано в его лётной книжке, был в строю по всем видам лётной подготовки в самых сложных метеоусловиях и готов к боевым действиям в полном объёме Курса боевой подготовки разведывательной авиации. Апрель 1973 года был отмечен  в десято авиаполку  активной лётной работой. Летали в две смены по четыре лётных дня в неделю. Готовились к очередным учениям. 17 апреля  капитану        А. Велигуры исполнился 41 год.

День полёта 19 апреля 1973 года  ничем особенным не отличался. В 15.00 часов капитан Велигура в последний раз привычной тропинкой от своего дома №15 по улице Островского ушёл на аэродром. Погода не баловала. Кучево-дождевая облачность растекалась по небу, но это его не беспокоило. К полётам в сложных метеоусловиях ему было не привыкать, и соответствующий допуск к ним он имел. В такую же погоду довелось летать совсем недавно -- 12 апреля.

Аэродромный магнитофон зафиксировал, как в 18 часов 28 минут капитан Велигура доложил о готовности к полёту: «384-й (позывной Велигуры - прим. автора), фонари закрыты». Ему ответил руководитель полётов майор Скворцов: «384-му, взлёт». «384-й, взлёт», -- подтвердил получение команды лётчик. Это были последние слова Анатолия Михайловича, прозвучавшие в эфире.

В 18 часов 30 минут Як-28Р капитана Велигуры начал стремительный разбег по бетонке взлётно-посадочной полосы. Вслед за ним с небольшим интервалом выруливали на старт и взлетали экипажи Пушкарёва, Хоменко, Вутянова, Магомедова, Воротынцева, Андрюшкевича. Лишь в 18 часов 35 минут,  встревоженный молчанием Велигуры, его начал запрашивать  руководитель полётов: «384-й, ваше место?»Экипаж не отозвался. Попытки связаться с Велигурой через другие экипажи, находящиеся в воздухе, тоже ни к чему не привели.

Молчание. Осталась последняя надежда: попытаться через «Элемент» -- наземного оператора телевизионного комплекса ТАРК-1, но и его слова -- «384-й, я «Элемент», я «Элемент», на связь, на связь» -- повисли в эфире без ответа...В 19 часов 15 минут командира полка подполковника Гаврилова, который в высотном домике, готовясь к вылету,  надевал лётную экипировку, срочно позвали к телефону. Взволнованным голосом докладывал руководитель полётов майор Скворцов: «Связи с капитаном Велигурой нет, а в районе деревни Дашковцы упал самолёт». Туда срочно направили поисково-спасательный вертолёт Ми-8Т.

То, что спасатели увидели на месте падения самолёта, заставило сжаться сердце: вокруг огромной воронки, заполненной водой, на сотни метров взрывом разбросаны обломки искорёженного  металла, обрывки парашютов, кусочки одежды и лётного снаряжения...Страшно подумать, что было бы, упади самолёт  на краю деревни. Лётчики отвели беду от Дашковцев.  Подвиг А. Велигуры и Ю. Бокова помнят на Мостовщине.

С. ЗВЕРОВИЧФото автораНа снимках: Участники митинга:  ученики Микелевщинской школы, районный военный комиссар Д. Ф. БОГДАНОВИЧ, заместитель председателя Мостовского райисполкома А. С. ЯРОШ, священник Песковской церкви отец Виктор, председатель Микелевщинского сельисполкома Л. Г. РОГАЦЕВИЧ, заместитель директора РУСП «Мостовчанка» по идеологической работе Е. М. ЯКУБИК, житель д. Дашковцы Н. И. ЛОЗОВИК;  о случившемся рассказывает очевидец М. И. ЛОЗОВИК; участники митинга -- ученики Микелевщинской средней школы; По предложению отца Виктора  присутствующие помолились за погибших воинов; Д. Ф. БОГДАНОВИЧ и А. С. ЯРОШ (слева направо) возлагают венок к памятнику лётчиков.



Назад

Написать комментарий


Ваше имя: Email: Ваш комментарий: