Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноПроисшествия и безопасностьПравопорядок

Контрактная армия: плати и спи спокойно?

Контрактная армия: плати и спи спокойно?19 июля 2018 — 10:14

 

 

Не первый год на просторах Байнета то и дело вспыхивают споры о том, нужна ли Беларуси полностью профессиональная армия. Сторонники отказа от призыва на срочную военную службу чаще всего приводят в пример армию НАТО. Конечно, право на собственное мнение имеет каждый. Но давайте задумаемся: все ли так просто и однозначно в этом вопросе?

 

«Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим

 

Многие сторонники полностью профессиональной армии зачастую приводят в пример США, где войска комплектуются только на контрактной основе. Однако в данном случае «эксперты» не учитывают немаловажный факт: за океаном культивируется совершенно другая специфика функционирования армии как социального института.

 

Никто не поспорит с тем, что американская армия в первую очередь «заточена» на решение экспедиционных задач в разных точках земного шара. Некоторые специалисты даже сходятся в парадоксальном для многих мнении: в США военнослужащие в принципе не нацелены на оборону рубежей своей страны. Объясняют они это тем, что американцы абсолютно не ожидают войны на своей территории.

 

Таким образом, если сравнивать в этом отношении американскую и белорусскую армии, можно сделать очевидный вывод: военные двух стран решают абсолютно разные по специфике задачи. И в отличие от западных коллег, для наших военнослужащих приоритетом остается защита Родины, а не лоббирование интересов власть имущих за десятки тысяч километров от родного дома…

 

В современном мире наши Вооруженные Силы должны быть готовы в новых реалиях к защите суверенитета, независимости, территориальной целостности страны. Принципиально важно быть адекватно подготовленными к новым вызовам и угрозам ХХІ века.

 

Конечно, помимо социальной и моральной составляющих вопроса, нельзя упустить из виду и злободневный экономический аспект. При обсуждении темы перехода белорусской армии полностью на контрактную основу комплектования следует учитывать как опыт пополнения кадрами армий других стран, так и социально-экономические возможности Беларуси.

 

Давайте снова рассмотрим ситуацию на примере государства, которое часто любят приводить в качестве некоего «эталона» противники государственной политики нашей страны. В курсе ли форумные знатоки, что в США в расчете на одного человека на оборону тратят в среднем в 20 (!) раз больше, чем в Беларуси? При этом порядка 70 % всех затрат приходится именно на содержание и материальное обеспечение военнослужащих.

 

Но США – не единственное государство, всерьез озабоченное вопросами милитаризации. В 2016 году в топ‑5 стран с крупнейшими военными расходами впервые попала Индия. По прогнозам аналитиков, вскоре она может даже занять место в топ‑3. Индия и Китай, расходы которых на оборону только увеличиваются, уже обеспечивают основную долю прироста в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Рост военных расходов в реальном выражении (в пределах 1,5 %) также демонстрируют Европа и Северная Америка. А следствием геополитической напряженности вокруг Украины и в Сирии стала стремительная милитаризация Прибалтики. К примеру, в 2014 году Эстония, Латвия и Литва потратили на оборону 0,9 миллиарда долларов, в 2016‑м – 1,4 миллиарда, а в 2020‑м (при сохранении текущих тенденций) могут увеличить профильные ассигнования и до 2 миллиардов…

 

Хорошо там, где нас нет

 

Интересно и то, что даже при наличии гигантского бюджета американская армия все же не отвечает всем современным требованиям. И говорят об этом вовсе не злобные западофобы, а… сами американские военачальники.

 

Так, во время обсуждения оборонного бюджета США с интересным заявлением выступил глава комитета начальников штабов Пентагона генерал Джозеф Данфорд. Суть его выступления вкратце: «Ни ВВС, ни ВМС США не смогут в ближайшие годы противостоять возможным угрозам».

 

Среди причин Данфорд назвал тогда «нестабильную финансовую обстановку» на фоне высокой вовлеченности американских вооруженных сил в те или иные военные действия. На выход из этой ситуации, по его мнению, могут понадобиться годы… К слову, «вердикт» у Данфорда получился весьма неутешительным для американцев: ВМC и морская пехота не будут готовы противостоять угрозам на требуемом уровне вплоть до 2020 бюджетного года, а ВВС – до 2028 года!..

 

В свою очередь начальник штаба сухопутных войск Марк Милли и генерал Джон Аллен заявили, что боеготовность армии США далека от того уровня, на который американские граждане вправе рассчитывать.

 

Интересно, что новая американская военная стратегия практически не подразумевает участия сухопутных войск в боевых действиях за исключением крайне маловероятного случая крупномасштабного конфликта. Вероятно, именно поэтому уровень боевой подготовки личного состава в целом остается невысоким, особенно в сравнении с остальными видами войск американской армии.

 

Подтверждением тому могут служить слова высокопоставленных американских военачальников. Так, пару лет назад заместитель начштаба армии США генерал Дэниел Б. Эллин, выступая перед членами Подкомитета по готовности (United States House Armed Services Subcommittee on Readiness, входит в Комитет по вооруженным силам при Палате представителей США), заявил, что даже с учетом предложенного президентом Соединенных Штатов бюджета боевая готовность вооруженных сил находится в крайней опасности: «Мы не готовы к максимальной нагрузке, мы не имеем возможностей для непрерывного реагирования».

 

Нужно сказать, что такие проблемы существуют в армии США уже не первый год. Здесь следует упомянуть и о, мягко говоря, не совсем качественной боевой подготовке американских контрактников.

 

Так, специалисты отмечают, что в каждой стране, являющейся членом НАТО, военные маневры проходят весьма необычным образом. Почти все участники командно-штабных учений заранее знают, по какому сценарию будут развиваться события: точки на карте заблаговременно проставлены, все предупреждены и пребывают в ожидании переброски в заранее намеченный район.

 

Показателен пример учений Millenium Challenge, прошедших в 2002 году. Те учения, по задумке американских военачальников, должны были во многом упорядочить применение средств радиоэлектронной борьбы, авиации, бомбовых ударов и помочь командованию вооруженных сил США определить слабые места и устранить уязвимости, отрицательно влияющие на выполнение боевой задачи.

 

Только вдумайтесь в цифры: военные экзерсисы стоили тогда американскому военному ведомству четверть миллиарда долларов! Но, пожалуй, самым угнетающим для американских налогоплательщиков стало то, что завершились они в целом… безрезультатно.

 

Командовавший «красными» генерал Ван Рипер тогда заявил, что более не собирается участвовать в «инсценировке боевых действий». А позднее добавил: вместо моделирования настоящего боевого столкновения с хорошо подготовленным и мотивированным противником Пентагон занимается культивированием чувства собственной важности и поклонением теории собственной неуязвимости.

 

Военные специалисты тогда справедливо отметили, что в ходе трехнедельных учений конкретных практических выводов сделано не было – ни военная доктрина США, ни тактика действий американских сухопутных и военно-морских сил значительных изменений не претерпели.

 

С тех пор прошло уже более пятнадцати лет, но кардинальных изменений в системе подготовки и функционирования армии США так и не произошло…

 

«Виноват, исправлюсь»

 

И все же не все страны Запада отказались от призыва на военную службу. Некоторые успели «обжечься» на контрактной армии и сделали для себя определенные выводы.

 

Так, призывная система сейчас сохраняется в Дании (все годные по медицинским показателям мужчины старше 18 лет должны пройти службу), Эстонии (служба, которую проходят мужчины в возрасте 18–28 лет), Греции, а также Норвегии (в 2015 году здесь обязали служить в армии и женщин, срок действительной службы составляет 19 месяцев).

 

Также служба по призыву действует в таких нейтральных государствах, как Австрия и Швейцария. В 2013 году эти страны провели референдумы по вопросу отмены военного призыва, однако 59 % проголосовавших австрийцев и 73 % проголосовавших швейцарцев высказались за сохранение призывной системы в прежнем виде.

 

Литва вернула армейский призыв в 2015 году, сославшись на «сложную геополитическую ситуацию» и пообещав солдатам-срочникам государственные гарантии в обучении и трудоустройстве. В 2017 году призыв на обязательную военную службу, приостановленную летом 2016 года, возобновила Грузия. В марте 2017 года, через семь лет после отмены, воинскую обязанность вернула Швеция. Активно обсуждается вопрос о возвращении призыва в Чехии и Болгарии.

 

Вернуть в стране обязательную национальную службу намерен и президент Франции Эммануэль Макрон. Национальная служба, по утверждению политика, сможет активизировать коллективный смысл республиканского долга, дать общую почву молодежи из разных социальных, экономических и географических слоев, а в кризисных ситуациях позволит государству обеспечить армию дополнительным резервом.

 

Можно смело говорить о том, что одна из важнейших тактических целей такого решения заключается в повышении уровня военной подготовки граждан призывного возраста и создании боеспособного резерва, готового при необходимости пополнить ряды национальной гвардии.

 

* * *

Сегодня мы с вами живем в непростое время. Локальные конфликты, то и дело вспыхивающие в различных точках земного шара, холодные и торговые войны, острое информационное противоборство – все эти процессы заставляют держать порох сухим.

 

На наших глазах меняется концептуальное мышление многих больших политиков. В последнее время мирное население настраивают на то, что «большая война», в том числе в Европе, все же может случиться, и гражданам надо быть готовыми встать на защиту своей страны. Европейские государства уже осознали простую истину: наемники в случае вооруженного конфликта страну не защитят. Ни для кого не секрет, что сражения выигрывают полководцы, но в войне побеждает народ.

 

…Наша страна не претендует на чужие территории, но и своей земли мы не отдадим ни клочка. Каждый белорус, прошедший армейскую школу, знает: в случае необходимости он уверенно займет свое место в строю. И защищать Родину он будет не за денежное вознаграждение, а просто потому, что он родился и вырос здесь – здесь его земля, его корни.

 

Георгий Ясинский

 


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио