Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноСоциумОбщественная жизнь

Как я работала проводницей…

Как я работала проводницей…23 сентября 2013 — 10:00

Мечта  чуть ли не каждой  девушки  попасть на железную дорогу  и работать в качестве проводника.­­ Это же так романтично и необычно – работать проводником. С детства об этом мечтала. Каждый раз я слышала именно такие отзывы от своих подруг, когда речь заходила о поездах.  Успешно сдав летнюю сессию, я задумалась о летнем времяпрепровождении.  Но, чтобы хорошо провести время, необходимы  средства. Тут поступило предложение от Белорусского республиканского союза молодежи поработать в качестве про­водника на Российской железной дороге.

По рассказам уже побывавших там работа довольно интересная и неплохо оплачиваемая. Если учитывать, что мне жутко хотелось новый мобильный телефон и обновки в гардеробе, я, не задумываясь, согласилась.

Дальше все стремительно понеслось. Заполнение документов, прохождение медкомиссии, подготовка к отъезду. Родные, конечно, очень переживали: «Как же ты одна будешь в России?». «Справлюсь», ­ отмахивалась я. Все справки и документы на руках – можно в дорогу…

Когда я приехала в   Москву (конечно, не одна, с подругами), нашу группу из двадцати человек встретил Евгений,  представитель ООО «Чистая дорога».  И мы все дружно, прямо, как в детском саду, чуть ли не за руки, следовали указаниям Жени. Все же Москва. Заполнили все недостающие бумаги, подписали трудовые договора, нам выдали форму, санитарную книгу, удостоверение и отправили в Смоленск. Поехали­то мы в качестве стажеров в ночном рейсе «Москва­Смоленск». Две ночи подряд не сомкнув глаз. Вот тут я и поняла: что меня ждет впереди, но обратного пути не было.

В Смоленске нас приняли хорошо. Приятный коллектив, начальство. Даже и в рейс сразу захотелось. Наша группа из десяти человек сразу разделилась: кто отправился в Адлер, а кто – в Москву…Конечно, не хочется писать обо всем, что нам рассказал инструктор: о правилах поведения на железной дороге, пожарной безопасности и т.д. Впереди нас ждали трудовые будни… Первым длинным рейсом была поездка в Адлер.

После того, как ты принял вагон; все пересчитал: подушки, матрацы, одеяла, комплекты постельного белья, кружки, ложки, стаканы с подстаканниками, отчитался охране, тогда уже можно переодеваться и встречать пассажиров… «Уважаемые пассажиры, здравствуйте! Меня зовут Макар Анна Михайловна, я проводник в вашем вагоне». Именно такими словами я и начала свою работу. Фиксируешь дверь, поднимаешь фартук, протираешь поручни вагона и с флажками выходишь на платформу производить посадку. Вот они стоят, сорок пассажиров. Улыбаюсь, смотрю, нет ли нигде знакомых. О чем это я? Я же в Смоленске. Прошу показать паспорт к билету и свидетельство о рождении. Каждого проводить с фразой: «Проходите и присаживайтесь согласно вашим билетам». Уже на десятом пассажире начинает сводить скулы и заплетаться язык, но  я изо всех сил стараюсь. Народ мне  показывал билеты, постоянно спрашивал: есть ли в вагоне кондиционер, будет ли кипяток и когда откроют санузел. Именно эти три вопроса на протяжении всего времени мне и задавали. Посадка закончена. Длинный гудок, желтый флажок, вот мы и поехали. «Приготовьте, пожалуйста, ваши билеты». Проверить билет каждого пассажира, прокомпостировать и оторвать слип (дубликат билета, который хранится у проводника).  Безусловно, открыть бытовые комнаты и идти в служебное помещение заполнять лист учета №72 или ЛУ­72 (по­другому мы просто называли это «лужка»). Затем заполнить ВУ №8 (ведомость учета №8), нет ли посторонних предметов в вагоне и показания приборов. В служебном помещении проводника находится щит, на котором и держится вагон. Необходимо постоянно следить, все ли хорошо, не горят ли красные лампочки. Так и работали: три человека на два вагона (два основных проводника, один ­ подменный). График был таков: по двенадцать часов работаешь, шесть отдыхаешь. 

Удивило, конечно, что в составе поезда есть штабной вагон. Это главный вагон в поезде. Там ехал линейный начальник поезда, поездной электромеханик (ПЭМ), штабница, которая постоянно выдавала кондитерские изделия для продажи в вагоне. Так и ездили полтора месяца, можно сказать, из одного поезда в другой, из одного города в другой. Смоленск – Адлер, Смоленск – Симферополь. Но больше, конечно, запомнились поездки в Анапу. Может, просто потому, что их было больше всего по количеству.

По прибытию поезда на конечную станцию мы провожали всех своих пассажиров. Было очень приятно, когда они выходили и говорили: «Спасибо Вам большое за поездку. До свидания». Некоторые ни слова не проронили. Бывало всякое. Затем мы принимались за уборку вагона. Постоянный вынос мусора. Если оставалось время, то и в магазин отпускали, ну, а мы уже тайком и на море успевали. А потом заново в рейс.Пассажиры, конечно, следует сказать им спасибо, то кипятка попросят в три часа ночи, то чайную ложку или подстаканник умудряться положить себе в сумку, да что там, матрацы или одеяла тоже забирали с собой. А проводнику потом плати. Всякое бывало.

Скажу сразу: хватило всего. Сколько раз ночью на дежурстве я сидела и со слезами думала о доме. Сколько пришлось выслушивать неприятных слов от пассажиров. Сами того не понимая, они предъявляли претензии проводнику, почему в старом плацкартном вагоне семидесятого года выпуска нет кондиционера или биотуалета. Много мусора, влажные уборки. Люди не уважали труд и часто сразу по мокрому полу шли за кипятком. В итоге только грязь. Получала от начальника поезда. Приходилось заново все убирать. Была и несправедливость. Но ничего никому не докажешь. Проводник – трудная профессия и морально, и физически. Носить тяжесть, пролезать под вагоном. Свои рубашки мы стирали в тазах ночью. Пассажиры спят, никто не мешает, и сами могли умыться. Время пролетело быстро. Мы получили зарплату и  уехали домой…

Но все же положительные эмоции превыше отрицательных. За это время я сделала многое. Я увидела море (мечта с самого детства), с подругами гуляли по ночному Смоленску и ели сосиски, ночью на дежурстве ели хлеб с молоком. Я покаталась по маленькой части России, увидела новые города: Ростов­на­Дону, Краснодар, Воронеж, Адлер, Анапу. Пусть иногда только проездом, но, по крайней мере, я увидела многое. Наконец­то довелось увидеть светлячков. Может, это и глупо, но радости не было предела. Такого шанса, может, уже и не быть, а воспоминания останутся навсегда. Новые знакомства с проводниками, совместные дежурства. Что же касается романтики, то для меня проводник  ­­все же  необычная профессия, чтобы о ней не говорили.  Хоть работа и тяжелая, но этого теперь не хватает...Сейчас езжу в пригородном поезде на учёбу в Минск, наблюдаю за коллегами и вспоминаю то хорошее время. Мне говорят знакомые: тебе теперь осталось еще стюардессой поработать. А что? Я согласна!

А. МАКАР,студентка Института журналистики БГУ


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио