Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноНовости МостовщиныНовости МостовщиныЛюди нашей МостовщиныЛюди нашей Мостовщины

Герой труда, почётный гражданин Мостовского района

Герой труда, почётный гражданин  Мостовского района25 ноября 2016 — 10:27

 

Среди немногих почетных граждан  Мостовского района значится Анатолий Евгеньевич Андреев, Герой Социалистического Труда, бывший министр автомобильного транспорта республики. Какое же отношение имеет этот человек к нашей Мостовщине?

Впервые я увидел А.Е.Андреева  на открытии мемориального комплекса в Шимках на Щаре. Здесь, на краю Липичанской пущи, по инициативе тех, кто когда-то воевал в здешних местах в партизанах на протяжении нескольких лет, в 1981-1983 годах, возводился комплекс сооружений: дорога, мост, памятники, землянка, партизанский лагерь. У жителей района всё это вызывало неподдельный интерес, ведь жили ещё те, кто воевал в партизанах, жители деревень, входивших в партизанскую зону в междуречье Немана и Щары.

И вот наступил день открытия мемориального комплекса. На праздник приехали знаменитые люди республики, когда-то воевавшие на Мостовщине. Я никогда до этого не видел столько орденов и медалей у гражданских лиц.

Запомнились встречи с двумя из них : А.Е.Андреевым и  И.М.Глазковым. Первый из них в годы войны командовал партизанским отрядом «Комсомол Белоруссии», второй – отрядом «Борьба». Впоследствии А.Е.Андреев стал министром автомобильного транспорта, Героем Социалистического Труда, И.М.Глазков – доктором наук, заместителем Председателя Совета Министров БССР по науке и технике.

В качестве почетного гостя А.Е.Андреев не раз приезжал на Мостовщину, встречался со своими боевыми друзьями, жителями района. С благодарностью он воспринял присвоение ему звания Почётного гражданина Мостовского района.

Как исчезли, а затем появились партизаны

Анатолий Евгеньевич рассказывал, что он начинал свой боевой путь в отряде «Дяди Кости»  -- Константина Заслонова.

Бывая в школах, А.Е.Андреев спрашивал у учеников: «Знаете, кто такой Константин Заслонов?». Тогдашние школьники восьмидесятых годов хорошо знали героев войны. «Константин Заслонов,-- говорили они,-- остался в оккупированной врагом Орше, чтобы мстить врагу. Он работал руководителем руских ремонтных паровозных бригад. Создал в городе подполье, затем партизанский отряд».

Но, оказывается, не всё было именно так, как знали школьники из романа М.Лынькова «Векапомные дни». А.Е.Андреев рассказал, что Константин Заслонов, как железнодорожник, имел возможность эвакуироваться вместе с оборудованием депо, где работал. И уже там, за линией фронта, то ли он предложил, то ли ему предложили создать партизанский отряд.

Отряд был создан и направлен в местность, которую К.Заслонов хорошо знал. Но уже в Витебской области отряд … исчез. Были на то серьезные причины.

В прифронтовой зоне (а это был 1941 год), заполненной немецкими войсками, воевать почти не было возможности. В каждой деревне, на всех хуторах, в лесах находились немецкие солдаты. Бой с любой воинской частью мог закончится катастрофой.

И тогда К.Заслонов предложил решение, которое заранее не предусматривалось. Он приказал спрятать оружие и пробираться в Оршу. По его замыслу необходимо было войти в доверие к немцам, устроиться на работу и со временем начать диверсии  на железнодорожном узле и в других местах. Не все с ним согласились. «Мы воевать сюда пришли, а не прятаться»,-- говорили они. Но К.Заслонов настоял на своём решении.

Прошло время, фронт отодвинулся, люди приобрели навыки подпольной работы, и затем отряд был вновь создан и успешно воевал. Вот только Константин Заслонов погиб.

А. Е. Андреев был в отряде заместителем начальника разведки — заместителем комиссара отряда, а затем комиссаром отряда. В ноябре 1941 — феврале 1942 года в составе диверсионной группы К. С. Заслонова принимал активное участие в подпольно-диверсионной деятельности на Оршанском железнодорожном узле, а затем в боях на территории Витебской и Минской областей. За время работы в тылу врага участвовал в организации крушений 6 поездов, выведения из строя 170 паровозов, водоснабжения Оршанского железнодорожного узла и поворотного круга в депо. В сентябре 1942 года в составе объединённых отрядов вышел через линию фронта в расположение советских войск.

 

Отряд бойцов летучих

Как же попал А.Е.Андреев на Мостовщину в годы войны? С неба! В свое время, работая машинистом в паровозном депо станции Орша, А.Е.Андреев занимался парашютным спортом в Оршанском аэроклубе.

Эти навыки и пригодились в годы войны. В декабре 1942 — марте 1943 года, находясь в распоряжении Белорусского штаба партизанского движения, занимался формированием, обучением и подготовкой парашютно-десантного партизанского отряда «Комсомол Белоруссии»» для действий в глубоком тылу противника. 20 марта приказом БШПД отряд был создан в количестве 37 человек. 4 мая 1943 года он был с самолётов десантирован в тыл врага.

Отряду ставилась задача вести диверсионно-разведывательную работу в тогдашней Белостокской области, отсюда его малочисленность, местом размещения была выбрана Липичанская пуща. Но на базе бойцы отряда находились  редко. Они не столько вели бои с врагом, сколько собирали разведданные по тылам противника, устраивали диверсии в его опорных пунктах. До ноября 1943 года А.Е.Андреев был комиссаром партизанского отряда, а затем его командиром. На день соединения с частями Красной Армии отряд насчитывал 124 партизана.

Достиг высот в своей профессии

В мае 1945 года вернулся к своей профессии и стал машинистом-инструктором паровозного депо станции Минск, затем его привлекли к работе в оперативной группе Совнаркома БССР по организации вывоза промышленного оборудования из Германии в Белоруссию. В 1948 году он был направлен на учебу в двухгодичную Республиканскую партийную школу, после окончания которой в 1950 году был назначен заведующим отделом транспорта, дорожного хозяйства и связи Управления делами Совета Министров Белорусской ССР.

В 1960 году его назначили первым заместителем начальника Главного управления автомобильного транспорта при Совете Министров БССР, а в 1961 году - начальником. В 1963 году Главное управление было преобразовано в Министерство автомобильного транспорта Белорусской ССР и А.Е. Андреев был назначен министром. В этой должности он проработал вплоть до выхода на пенсию в 1984 году.

В начале 70-х годов под руководством А.Е.Андреева Министерство автомобильного транспорта республики впервые перешло на полный хозрасчет и самофинансирование, что позволило не только гарантировать своевременную выплату нормативных отчислений в бюджет, но и значительно повысить качество работ и услуг, снизить их себестоимость, улучшить условия труда и быта транспортников. Результаты этого эксперимента изучались и широко использовались в других отраслях народного хозяйства республики, а также в ряде союзных республик. За выдающиеся достижения в труде в 1976 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.    Родина высоко оценила заслуги А.Е. Андреева в годы войны и в мирное время. Помимо золотой медали "Серп и Молот", он был награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, белорусским орденом "Отечество" III степени, медалями "За трудовое отличие", "Партизану Отечественной войны" I и II степени.

 

Занимая высокие и ответственные государственные посты, А.Е. Андреев вел активную общественную деятельность. Неоднократно он приезжал и в наш район, встречался с руководством, ветеранами, бывал в трудовых коллективах, помогал, чем мог и словом, и делом. Как доброе напоминание о его героической молодости, явилось присвоение ему звания Почетный гражданин Мостовского района.

                После выхода на пенсию А.Е.Андреева избрали председателем Белорусского республиканского совета ветеранов войны и труда. И здесь он, опираясь на свой большой авторитет, оказывал  помощь всем, кто к нему обращался.       

 

С.ЗВЕРОВИЧ



Назад

Написать комментарий


Ваше имя: Email: Ваш комментарий: