Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноГод исторической памятиДень народного единстваСоциумОбщественная жизньНовости МостовщиныЧто? Где? Когда?Беларусь - ЭТО МЫ!Нам есть чем гордитьсяГод качестваГод мира и созидания

День воссоединения

День воссоединения16 сентября 2023 — 10:00

В прошлые годы на одном из листков календаря торжественно значилось: «Воссоединение БССР с Западной Беларусью». Но странно и удивительно: судьбоносного события 17 сентября 1939 г. в недавней белорусской действительности словно и не было. Красную дату умудрились убрать из учебников по истории первой «демократической» волны... Но праздник вернулся.

На «крэсах усходніх»

Мы живем в реальном мире, и в нем национальные интересы главенствуют. С позиции национальных интересов и следует приветствовать воссоединение белорусов в одну семью, а не бросать камень в сторону тех, кто приближал день 17 сентября 1939 г. Не будем забывать, что проблема Западной Беларуси появилась в 1921 г., когда по воле государств Антанты она была передана Польше до «линии Керзона».

Некоторыми историками утверждается, что в сентябре 1939 г. лишь произошла замена польского угнетения советским, здесь явно проглядывают патологическое отрицание всего, что связано с социализмом, и странная любовь к своему народу, которому, оказывается, «полезнее» быть разорванным на части. Вот что писали авторы (кстати, доктора исторических наук) учебного пособия для 10—11-х классов средней школы «Гісторыя Беларусі. XX стагоддзе», изданного в 1993 г. После утверждений о том, что СССР и Германия поделили Польшу, читаем: «Гэта рашэнне, — имеется в виду приказ Красной Армии перейти польскую границу, — нягледзячы на захопніцкія мэты правячых колаў як Масквы, так i Берліна, з адабрэннем было сустрэта савецкімі людзьмі». Вот такие каламбуры, далекие от правды истории. Подобным авторам можно ответить словами Василия Петровича Ласковича, человека героической судьбы, борца за народное счастье в Западной Беларуси, который 5 лет просидел за это в тюрьмах «за польскім часам»: «Чырвоную Армію акупантамі не называў ніхто. На Беларусі гэтага жудаснага абвінавачвання не тое што прагучаць, а нават i ў думках людзей прамільгнуць не можа. Акупанты ж не даюць зямлю, не адкрываюць школы, акупанта просты селянін не сустрэне словамі палёгкі: "Ідуць нашы!"».

О чем же свидетельствует фактическая сторона дела? Вспомним, территория Западной Беларуси составляла 24 процента довоенной Польши, на ней проживало 13 процентов населения, но доля промышленного производства едва достигала 3 процентов. На Полесье 3 тысячи помещиков, в основном поляков, располагали двумя третями всей земельной площади. Около трети крестьянских семей вообще не имели земли и вынуждены были батрачить.

Белорусская часть населения «усходніх крэсаў» за два десятка лет пребывания в составе Польши практически полностью лишилась национальной интеллигенции. В 30-е годы в Полесском воеводстве (примерно нынешняя Брестская область) среди интеллигенции насчитывалось не более 3 процентов белорусов, и доля их неумолимо приближалась к нулю. В 1937 г. в гимназиях Полесья обучалось 1925 человек, из них белорусов — 16. Во всей Польше в 1935 г. насчитывалось около 200 студентов-белорусов — малая доля одного процента. Особенно и не скрывалось, что проводится политика целенаправленного уничтожения белорусской нации.

«Польский коридор»

Конец 30-х годов... После аншлюса Австрии и захвата Чехословакии главной целью агрессивных планов и действий гитлеровской Германии становится Польша, через территорию которой лежал путь на СССР. В 1939 г. Германия потребовала от Польши передать ей Гданьск и право строить в «польском коридоре» экстерриториальные дороги. Когда польское правительство отвергло требования, то Гитлер в ответ принял решение о военном разгроме Польши. 11 апреля он утвердил оперативный план «Вайс», который предусматривал нанесение военного удара по Польше в конце августа 1939 г.

1 сентября 1939 г. Германия инсценировала нападение польского подразделения на немецкую радиостанцию в местечке Глейвицы. На самом деле это сделали немцы, переодетые в польскую военную форму. Использовав «инцидент», Германия бросила против Польши пять армий, в которые входили 65 дивизий и бригад, в том числе 41 пехотная, 11 танковых и моторизованных. В нападении на Польшу участвовало 2800 танков, около 2000 самолетов и более 100 военных кораблей. Этим силам Польша противопоставила 36 пехотных дивизий, 2 моторизованные бригады, 11 кавалерийских бригад. Польские войска насчитывали 860 легких танков, 420 самолетов и 12 военных кораблей.

Приказ перейти границу

3 сентября 1939 г., то есть через день после нападения Гитлера на Польшу, в 11.00 Англия первой объявила войну Германии. Через 5 часов Франция по­слушно последовала ее примеру.

Война, объявленная ими Германии 3 сентября 1939 года, тотчас приняла ха­рактер «странной войны».

К середине месяца вермахт разгромил основные силы польской армии, остатки которой беспорядочно отступали на восток. Правительство Польши и военное командование 17—18 сентября сбежало в Румынию.

Утром 17 сентября войска Красной Армии в составе двух фронтов — Белорусского (под командованием М. П. Ковалева) и Украинского (под командованием С. К. Тимошенко) — перешли советско-польскую границу. Польские правители поспешно признали, что состояния войны с СССР нет. Советский Союз также не объявлял войны Польше.

Частям Красной Армии категорически запрещалось бомбардировать города и населенные пункты авиацией, вести по ним артиллерийский огонь, нарушать границы Литвы, Латвии и Румынии.

Наши идут!

Весть о переходе Красной Армией советско-польской границы молнией разнеслась по городам и селам Западной Беларуси. Люди взволнованно передавали из уст в уста: «Наши идут!» и «Наши идут с Востока!» Даже среди отступающих польских солдат появилась некоторая надежда на спасение Польши. Отдельные польские командиры заявляли, что совместно с Красной Армией они «учинят тевтонам второй Грюнвальд». В Молодечно на встречу с Красной Армией собрались тысячи рабочих и крестьян окрестных деревень. На митинге крестьянин Петр Ярошко говорил: «Дорогие товарищи! Мы долго ждали вас, и вы пришли. Спасибо за помощь. Будем строить свободную, радостную жизнь без панов и капиталистов». Из Новогрудка советский командир сообщал: «Население встретило нас как освободителей. Мы проходили мимо деревень, украшенных красными флагами... Девчата дарят красноармейцам букеты цветов. Эти дни стали для народа радостным праздником».

17 сентября 1939 г., когда Красная Армия начала освободительный поход в Западную Беларусь и Западную Украину, воистину день исторической справедливости. Осенью 1939 г. не кто иной, как Ллойд Джордж, писал польскому послу в Лондоне, что СССР занял «территории, которые не являются польскими и которые были силой захвачены Польшей после Первой мировой войны...». В вышедшей в 1956 г. в США книге «Белоруссия. Становление нации» Н. Вакар отмечал: «Для белорусов это означало восстановление их территориального единства, долгое время порушенного войнами и революциями». Так считали и сами жители Западной Беларуси и Западной Украины, народы БССР и УССР. Профессиональные историки и публицисты аргументированно, на основе богатого фактического материала, показали, что сентябрьские события 1939 г. ликвидировали историческую несправедливость Рижского договора 1921 г., что это было подготовлено героической борьбой трудящихся за свободу и независимость на протяжении почти 20 лет.

Владимир ЕГОРЫЧЕВ,

кандидат исторических наук


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио