Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноСоциумВ трудовом коллективе

Быть востребованным специалистом – актуальная необходимость!

Быть востребованным специалистом – актуальная необходимость!02 сентября 2015 — 10:00

 Казалось бы, отучишься однажды по молодости – и достаточно. К сожалению, такая ошибочная мысль все еще гнездится в нашем сознании. В то время как реалиям времени она больше не соответствует. Динамичный и гибкий рынок труда требует принципиально важного от работников умения – приспосабливаться к новым условиям. В связи с этим  не стоит удивляться, а тем более роптать на тяжкую долю, что начальник попросил в который раз отправиться на курсы повышения квалификации. Это важно. И в первую очередь для нас самих. 

И все же в народе часто можно услышать скептическое к этому отношение. Мол, лишняя трата времени и денег. Однако важно понимать, что кадры на любом предприятии – это и есть самое ценное. А улучшение их качества  выступает ключевым звеном в цепи роста сотрудника и, соответственно, его производительности труда.

Перефразирую фразу героини советского фильма режиссера Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная»: «Мы, конечно, с ЭВМ тягаться не можем. И вообще, у нас мозг, а не перфокарты». Хотя, согласитесь, даже компьютерам нужна свое-временная перезагрузка. Благо, современный уровень образования с его включенностью в процессы глобализации, возможностью заимствования лучшего зарубежного опыта позволяет держать руку на пульсе.

В нашем городе Мосты также есть своя организация для обеспечения непрерывного образования работников. Это Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров управления сельского хозяйства и продовольствия под руководством  Михаила Евгеньевича Широкого. Здесь ориентируются на весь спектр трудящихся в сельском хозяйстве, включая водителей категорий «В», «С», а также их переподготовку с «С на Е» и с «В на С». Время обучения варьируется от 1,5 до 5 месяцев. Группы могут быть дневного, вечернего и выходного дней. Для кого важен финансовый вопрос, предоставляется рассрочка платежа. По  окончанию  занятий специалисту присваиваются квалификационный разряд и свидетельство. 

Тем не менее, как, впрочем, и везде, в центре есть свои проблемы. Основная -- недостаточный набор людей на курсы. - На сегодня у меня на столе всего два заявления. А группы состоят из 30 человек, - говорит Михаил Евгеньевич, не скрывая очевидной досады. - Если брать во внимание учителей, то с 2011 года, когда центр получил свой новый статус, у нас еще не было сформировано ни одной группы. Если нужно, все едут в Гродно либо Минск.

Возникает закономерный вопрос: то ли местный уровень недостаточно высок, то ли общество мыслит шаблонно, мол, в крупных городах всегда все лучше? Разберемся по порядку.Начнем с материально-технической базы.  С этим, судя по всему, нормально. Коллекция учебного центра состоит из автомобилей: «Lada Kalina 2», «Volkswagen Golf», «Daewoo Matiz». На внутреннем дворике также заняли свои места и другие крупногабаритные машины, на которых по категориям обучаются пришедшие. Морально устаревшей техники нет, все регулярно заменяется. Достойно, ставим галочку.

К слову сказать, основной доход учебный центр получает именно от грузоперевозок. Эта область отлажена.  На втором месте с небольшим числовым отрывом – прибыль от образовательных курсов. Любопытный, но уже не столь удивительный факт: до 80% всех обучающихся на водителей разных категорий в Мостовском учебном центре - женщины. Узнаю у мастеров об их личной позиции относительно стереотипа  в адрес дам за рулем.

- В последней группе у нас всего трое ребят, остальные девчата. Есть мнение, что девушка за рулем  -- нарушитель правил, - смеется Владимир Евгеньевич Бабич, мастер практического обучения водителей автомобилей. - Я бы не согласился. Зачастую прекрасные леди даже лучше овладевают навыками и управляют «железным конем» весьма умело и решительно. А если говорить в общих чертах, то эффективность процесса обучения зависит от многих факторов. Кому-то от рождения дается талант хорошо водить. Кого-то, наоборот, пугают машины, особенно если речь идет о крупногабаритном транспорте. Но со временем под руководством опытного мастера все страхи обычно проходят. Единственное, иногда нужно сдерживать от излишнего франтовства на дорогах тех, кто приходит к нам, уже имея собственную машину и базисное представление о вождении.

Перейдем к уровню профессионализма самих преподавателей. Ведь согласно Положению о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих) от 15 мая 2007 года, переподготовка кадров в стране должна проходить не реже одного раза в пять лет. В некоторых случаях – каждые три года. Например, в случае с учителями. Все мастера в учебном центре отслеживают уровень своей подготовки. - Раз  в пять лет мы ездим в Минск на повышение квалификации. Отдельно отмечу, что все инструкторы нашего учебного центра – это как минимум профессионалы с техническим образованием, - закрепляет мысль фактом мастер Владимир Бабич. - С этим у нас очень строго.

Поинтересуемся у старшего мастера Игоря Васильевича Широкого. - Моя задача – следить за работой мастеров, организацией их рабочего дня и контролировать весь процесс. Нет и десяти лет, как я работаю в центре, но уже столько всего поменялось: новые стандарты, дополнения. Конечно, и объем полученных знаний стал больше. Если говорить о том, кто по  результатам выходит лучшим водителем, я бы не отдавал предпочтения  ни одному из полов. Соотношение примерно одинаковое. Рассмотрим дополнительные  возможности  организации. В центре налажена практика выезда в хозяйства для обучения на местах. Такая форма построения процесса здесь распространена даже больше, чем уроки на «базе». Так, в районных сельскохозяйственных производственных кооперативах готовят операторов машинного доения, водителей колесных тракторов, механизаторов разных профилей, слесарей по ремонту автомобилей. Ведь зачастую труженики сельского хозяйства не имеют возможности оторваться от дела, требующего постоянного присутствия. Кадровой замены им тоже нет.

 - Процент сдачи итогового экзамена колеблется в границах 30%-70%. Но среди тех, кто приходит на переподготовку, а не на учебу, доходит и до отметки 95%, - делится конкретикой директор.Не так уж много, согласитесь. А отличники и вовсе отсутствуют, если брать в расчет тех, кто впервые пришел получить профессию, что чаще всего и случается. Возможно, это просто наглядный пример подтвержденного наукой факта к снижению интеллектуальных способностей каждого последующего поколения. Не во грех, но мастера с этим согласны. 

Не нужно быть особо наблюдательным, чтобы заметить тенденцию гонки наших людей за количеством дипломов, принимая эту монету за повышенный престиж. В корне не соглашусь, если только для собственного самолюбия. Ведь на деле всегда больше ценится качество выполняемой работы, мастерство сотрудника. В то время как своевременная и регулярная переподготовка позволяют получить самые актуальные знания, которые помогут специалисту работать еще лучше. Процесс повышения квалификации занимает от нескольких недель до пары месяцев, а не долгие 4-5 лет. Да и цена инвестиции в себя ниже, чем второе высшее образование, которое в нашей стране всегда платное и не всем по карману.

Получить специальность и постоянно трудиться над повышением ее качества – поистине мудрое решение, позволяющее превратить профессию в увлекательный процесс восхождения к своей вершине. В связи с этим  фраза римского философа Сенеки: «Век живи – век учись» -- не должна удручать, а только радовать! Ведь так здорово быть всегда открытым новому  опыту, оттачивая  лучшие грани своего мастерства. 

В. ТРЫНКИНАНа снимке: В. Е. БАБИЧ, И. В. ШИРОКИЙ и М. Ф. ЗДАНОВИЧ (слева направо) перед началом работы.   Фото С. ЗВЕРОВИЧА



Назад

Написать комментарий


Ваше имя: Email: Ваш комментарий: